Стилистика – это раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, описывающий нормы и способы употребления литературного языка в разных условиях языкового общения, различных сферах общественной жизни, различных видах и жанрах письменности.
Стилистика художественной речи
Стилистика художественной речи является особым разделом стилистики. Специфика этого раздела определяется своеобразием объекта изучения. Так как литературный язык, став явлением искусства, остается языком в обычном смысле слова, а художественные функции языковых фактов в литературе определяются их стилистическими свойствами, то стилистика художественной речи остается в рамках стилистики языка как лингвистической дисциплины, и использует те же категории и понятия, но при выявлении эстетической функции языка в литературе не ограничивается ими.
Стилистика художественной речи выясняет способы художественного использования языка, совмещения в нем коммуникативной и эстетической функции. Стилистика художественной речи выясняет, как язык в литературе становится произведением искусства. Кроме того, стилистика художественной речи выявляет особенности художественного текста, методы построения различных типов авторского повествования, приемы отражения в повествовании элементов речи изображаемой среды. Стилистика художественной речи изучает:
- функции разных стилистических слоев языка в художественной речи;
- способы построения диалога;
- принципы отбора средств языка;
- принципы трансформации языковых средств в художественной литературе;
- способы актуализации сторон языка, не существенных в практической речи.
Стилистика художественной речи выявляет эстетическую функцию языкового материала в определенной художественной системе, связях с другими элементами системы. В связи с этим важнейшим предметом исследования стилистики художественной речи является язык писателя и отдельные произведения, то есть на первом плане оказывается проблема индивидуального стиля.
Стилистика художественной речи граничит с поэтикой. Но не все особенности произведения становятся предметом стилистики. Например, изучение ритма поэтического текста, звуковая инструментовка стиха относятся к области поэтики.
Творческий стиль писателя
Творческий стиль писателя – это такая система построения текста, в которой происходят живые языковые процессы, основанные на традициях, то есть происходит изменение норм.
Так, то, что считалось ошибкой, становится нормой.
Динамичность языковых процессов основывается на динамичности стилевых потоков внутри текста и динамичности художественного образа.
Изучением творческого стиля писателя занимается творческая стилистика. Творческим стилем обладают авторы, которые попали в языковое пространство, пронизанное языковыми процессам.
Творческая стилистка – это направление, изучающее живой литературный текст. Живой литературный текст представляет собой динамичную, открытую, самоорганизующуюся структуру, взаимодействующую с другими литературными текстами. Живой художественный образ является важным компонентом живого литературного языка.
Как композиционно-языковое единство, живой художественный образ повторяет композиционную и языковую структуру живого художественного текста. В языковом пространстве текста происходит его динамическое «прорастание», взаимодействие с другими образами.
Художественный можно назвать живым, так как в тексте он динамически развивается, а его энергия воздействует на читателя. За счет взаимодействия живых образов усиливается энергетика текста. Таким образом, чем больше оказывается точек соприкосновения живых образов, тем талантливее художественное произведение.
Теория творческой стилистики соприкасается с учение Ш. Балли. Он выделял:
- Частную стилистику;
- Общую стилистику;
- Индивидуальную стилистику.
Появление творческой стилистики связано так же с учением В.В. Виноградова, который выделял три стилистики:
- Стилистика речи;
- Стилистика языка;
- Стилистика художественной речи.
Творческая стилистика, являясь одним из направлений современной стилистики, связана с речеведением.
Речеведение – это область знания, лингвистика речи
Эта дисциплина новая, появилась относительно недавно. Термин «речеведение» используется по отношению к комплексу дисциплин, которые объединены общим объектом изучения: речевая деятельность, речь, речевое поведение, речевое общение.
Изучение творческого стиля писателя, творческой стилистики предполагает анализ проблем, связанных с предшествующим опытом изучения русской стилистики. Например, учение В.В. Виноградова, А.И. Горшкова, Г.Д. Ахметовой о языковой композиции предполагает исследование живого литературного языка.
Живой текст – это литературное произведение, динамичное, открытое, самоорганизующееся, взаимодействующее с другими литературными текстами.
Живой текст – это талантливое произведение.
Индивидуальный стиль писателя
Индивидуальный стиль (идиостиль) – это стиль писателя, в который входят не только речевая сторона произведений, но и проблематика, тематика, особенности художественного мира произведений и т.д.
Этот термин на практике используется применительно к художественным произведениям, и поэтическим, и прозаическим. Применительно к текстам, которые не относятся к изящной словесности, чаще всего используется близкий, но не тождественный термин «дискурс».
Понятие идиостиля соотносится с понятием идиолекта. В теории литературе различие между этими терминами состоит в следующем. Идиолект определенного автора – это совокупность созданных им произведений хронологической последовательности. Идиостиль же – это совокупность глубинных текстопорождающих констант и доминат автора, определивших появление текстов именно в этой последовательности.
Стиль писателя тесно связан с его духовной и творческой индивидуальностью, с его мировоззрением.