Средневековая литература на латинском языке
В письменной культуре в период раннего средневековья вплоть до XII господствовала латинская литература. Латынь, унаследованная крайне узким сословием людей – клириками, у Римской империи, стала основным литературным языком того периода. Следует отметить, что это уже был язык, довольно существенно изменившийся со времен классической римской литературы. Латынь стала адаптированной как для новой христианской культуры, так и варварских народов.
Для средневекового обывателя главной и авторитетной книгой была Библия, изначально написанная на древнееврейском и древнегреческом языках, и переведенная Иеронимом Стридонским на латинский язык в V веке. Католическая Церковь признала данный перевод священным текстом. Он и придал особую значимость латинскому языку. Но уже после XII века, хоть литература на латыни и продолжала существовать, наряду с ней, начиная с этого периода, стала развиваться литература на национальных языках. Однако на латыни по-прежнему создавались тексты религиозного, дидактического и научного содержания, а также этот язык использовали в своем творчестве поэты – ваганты. Сохраняет свое значение языка межкультурного общения латинский язык и в сферах дипломатии, церкви, образования.
На латыни средневековые писатели создавали эпические поэмы, трактаты на библейские сюжеты, письма, то есть те жанры, истоки которых корнями уходят в Античность.
Но с течением времени разрабатываются и принципиально новые жанры. Прежде всего, это:
- церковная гимнография,
- литургическая драма,
- проповедь,
- жития святых.
Фрагменты житийных текстов становятся источниками христианских легенд, которые постепенно собираются в сборники. Автором одного из таких сборников является Гросвита Гандерсгеймская, получившая известность еще в Х веке. Ее перу принадлежит легенда о Теофиле, которая легла в основу книги о докторе Фаусте. Другие легенды, созданные Гросвитой, преимущественно о великомучениках, отличаются драматизмом, отчетливым разделением грешного и праведного, серьезностью изложения материала.
«Исповедь» Аврелия Августина. Северин Боэцкий
Крупнейшим же писателем и мыслителем латинской литературы принято считать Аврелия Августина. Он известен как создатель автобиографического произведения, повествующего о рождении, обращении в христианство и духовной жизни автора.
Эта книга, названная «Исповедью», посвящена идее зарождения в душе писателя так называемого «нового человека», который, проходя сквозь тяжелейшие душевные мучения, освобождается от уз прежней жизни. По форме «Исповедь» представляет собой повествование от первого лица, но является не столько монологическим произведением, сколько диалогом человека с самим собой и Богом. Аврелию Августину принадлежит и учение о Земном и Божьем градах, между которыми идет духовная борьба от начала жизни до апокалипсиса. Вплоть до эпохи Возрождения у Аврелия не было равных в умении показать сложный, меняющийся мир личности.
Еще одним влиятельным писателем в эпоху раннего средневековья был Северин Боэций. Это автор целого ряда трактатов на религиозные темы, а также создатель системы школьного образования того времени. Его перу принадлежит и философский диалог «Об утешении философией», написанный в темнице накануне смертной казни. Философия в его диалоге – видении представлена в образе величественной богини, которая явилась в тюрьму осужденному на смерть писателю и утешает его размышлениями о вечности непреходящих ценностей: твердого духа, добродетелей, разума. Следует отметить, что, несмотря на то, что Боэций исповедовал христианство, в его диалоге ничего не говорится о Боге или спасении души.
«Каролингское возрождение». Пьер Абеляр
В IX веке в истории европейской культуры происходит такое важное событие как «Каролингское возрождение». Значимо оно потому, что до этого периода, на протяжении почти трех веков, в латинской литературе не выявлено ни одного яркого имени. Культурное же движение, основанное королем франков Карлом Великим, ознаменовано распространением просвещения во владениях императора. Большой поклонник искусств и наук, Карл издает указ о создании монастырских школ, рядом с которыми со временем возникнут университеты. В подражание Древней Греции и Риму в Ахене Карлом создается «академия», куда властитель старался привлечь выдающихся ученых – современников, среди которых можно выделить историка Павла Диакона и философа Иоганна Скотта Эриугена.
«Каролингское возрождение» стало не единственным в средневековой культуре. За ним последовало:
- «оттоновское» возрождение (Х век),
- «овидианское» возрождение (XI век),
- возрождение XII века.
В это же время творит латиноязычный философ и писатель французского происхождения Пьер Абеляр. Он является создателем автобиографии «История моих бедствий», которая была написана в виде утешительного письма другу. В своем творении Абеляр рассказывал о гонениях, которые он претерпел в школе в Сен-Дени от своих коллег за те успехи, что сопровождали его на поприще педагогики и образования. В познании действительности писатель стремился опереться на разум, что встречало противление со стороны коллег. Абеляр, подобно Аврелию Августину, также признает свои прегрешения, но в отличие от своего предшественника не стремиться в них покаяться. Виновником несчастий он признает не себя, а врагов. Известен Абеляр и как герой любовного романа, о котором он упоминает в своей книге. Сохранилась его переписка с возлюбленной по имени Элоиза – бывшей ученицей философа, которую соблазнил домашний учитель и заключил с ней тайный брак, опасаясь за педагогическую карьеру.
Эта переписка – один из наиболее известных памятников литературы средневековья.
С XII века наблюдается и усиление развлекательного элемента в житийной литературе за счет рассказов о чудесах, совершенных святыми. Наиболее знаменитым сводом житий, созданных по новому образцу, является «Золотая легенда», принадлежащая перу Иакова Ворагинского. Известный теолог и создатель сборника житий, был и автором сборников проповедей. Важно отметить, что его «Золотая легенда» была строго структурирована, в то время как жития в ранних сборниках располагались достаточно хаотично. Легенды же в сборнике Ворагинского располагались в литургическом порядке.
Но не только крупными жанрами представлена средневековая литература. Лирические жанры, развивающиеся в эту эпоху, найдут отражение в поэзии вагантов, претерпевая дальнейшие метаморфозы.
Ваганты – это бродячие актеры, авторы и исполнители песен.