Историческая поэтика — это раздел литературоведения, в котором изучается происхождение, развитие литературных стилей, жанров, произведений.
Становление сравнительно-исторического метода и его сущность
Сравнительно-исторический метод изучения литературы сформировался в конце 19 века в литературоведческих школах российских университетов. Родоначальником этого метода является академик А. Н. Веселовский. необходимым условием формирования ученого-филолога Веселовский считал расширение культурного кругозора. Во время поездки за границу он посещает лекции по романской и германской филологии в Берлинском университете, в Италии изучает проблемы итальянского Возрождения, в Праге расширяет свои знания по славистике.
Среди проблем, разрабатываемых Веселовским, наибольшее значение для становления сравнительно-исторического метода имела историческая поэтика. Основы метода заложены в программной лекции «О методе и задачах истории литературы как науки», которая была прочитана при вступлении Веселовского на должность профессора Петербургского университета. В этой лекции академик говорит о своей приверженности к культурно-исторической школе. Для Веселовского история литературы – это «история общественной мысли в образно-поэтических формах».
В своей работе «Введение к исторической поэтике» Веселовский делает теоретическое обобщение обширного материала, изученного самим академиком, а также лингвистами, этнографами, литературоведами с использованием методов культурно-исторического подхода. Веселовский рассмотрел происхождение поэтических категорий и первым показал, что они являются категориями историческими.
Основой сравнительно-исторического метода изучения литературы является принцип историзма.
Веселовский подмечает, что культурно-историческая школа исключает рассмотрение дальнейших рядов культуры тем, что проходит мимо повторяемости явлений.
Веселовский придает повторяемости признак закономерности, тем самым вступает в полемику с «европоцентристским» пониманием культуры. Для каждой культурной области присуща своя специфика развития, поэтому говорить о «застойности» либо «отставании» неевропейских народов некорректно. В этом заключается преимущество всемирно-исторической школы, созданной А. Н. Веселовским перед культурно-исторической. Веселовский путем сопоставления параллельных рядов сходных фактов на обширном литературном материале ищет типологические соответствия в культуре разных эпох и «рас».
Он подчеркивает связь между «житейскими мелочами» и «крупными явлениями». В контекст литературы одним из первых Веселовский включает бытовой фон с его психологическими и лингвистическими составляющими, которые дают достаточно богатый материал для сравнений. В «Исторической поэтике» Веселовского «реальность» наряду с «традицией» является одним из важнейших элементов литературы как системы.
Историческая поэтика
Начиная с 80-х годов, формируется тема «исторической поэтики». Мысль о том, что в литературе необходимо найти не только исторические закономерности, прослеживается особенно ярко в названиях следующих работ:
- «Из истории романа и повести»
- «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля»
- «Эпические повторения как хронологический момент».
Однако сопоставление рядов сходных фактов возможно только при наличии принципа повторяемости. Ученый уже на материале античности замечает, что сходство эпических, мифических, сказочных схем при всей исторической последовательности развития литературы не указывает на генетическую связь. Веселовский, не отрицая в принципе генетической связи, находит сходство сюжетов в разных литературах.
в разделе «Язык поэзии и язык прозы» «Исторической поэтики» рассматривается механизм формирования простейших поэтических формул, символов, сопоставлений, мотивов. Эти элементы образности могли сформироваться самостоятельно и быть вызваны теми же явлениями ритма и теми же психическими процессами. Генезис поэтического стиля и поэтического мышления восходит к упорядоченному ритмическим параллелизмом психологическому параллелизму. Несмотря на то, что сходство условий приводило к сходству выражения, в литературах удаленных регионов подбор образов существенно отличался. Это связано с расхождением фауны, флоры. Бытовых форм. Веселовский совершил гениальное открытие, указав на сходство качества отношений между всеми этими образами.
Ученый ставит перед собой задачу классифицировать сюжеты мировой литературы, однако он видит, что сопоставление произведений, выяснив родственные сюжеты, является некорректным. Даже в самых похожих сюжетах есть свои отличия, которые обусловлены исторической и национальной спецификой произведения. Веселовский, почитатель Тэна и сторонник позитивистской философии, считал неприемлемой научную приблизительность. Так возникла мысль поиска мотива как неделимой единицы сюжета, так как сходство объясняется не происхождением одного мотива из другого, а предположением общих мотивов, так же обязательных для творчества, как схемы языка необходимы для выражения мысли. В этом смысле сказка может являться отражением мифа и осадком народной книги либо эпической песни.
Согласно «Исторической поэтике», в основной коммуникативной схеме центральное место занимает не произведение – в системе «Литература» главным звеном являются образы-сюжеты, формулы, самозарождающиеся либо мигрирующие. Система в таком случае принимает следующий вид: коллективный автор – традиция – коллективный читатель. В этом случае главным произведением является традиция, плод развития культуры и литературы.
Сравнительно-исторический метод при большом количестве достоинств имеет и ограничения. Этот метод работает в устоявшиеся периоды развития литературы и не работает в условиях заметного изменения художественных систем. Поэтому Веселовский называл этот метод эволюционным.