Байронический герой – это одинокий человек, разочаровавшийся в жизни. Он с гордым презрением относится к обществу, бросает ему вызов, но сам от этого и страдает.
«Михаэль Кольхаас»
Повесть «Михаэль Кольхаас» является одним из лучших произведений Генриха Клейста и всей немецкой прозы. В основе творчества писателя лежит философско-этическая проблематика, которая разрабатывается и в этом произведении. Однако философско-этический замысел, хоть и играет в повести существенную роль, уступает место его социальному воплощению.
Герой произведения Михаэль Кольхаас представляет собой модификацию романтического характера, раскрываемого по руссоистскому принципу.
Суть руссоистского принципа заключается в столкновении естественных человеческих побуждении и общественных условностей.
Возможность конфликта заложена уже в первом абзаце произведения, в котором автор дает характеристику нравственного облика Михаэля Кольхааса. Из этой характеристики становится понятно, что это честный, богобоязненный труженик, который очень любит свою семью и свой дом. Кольхаас всегда готов прийти на помощь ближнему. Герой новеллы является образцом верноподданного. По ходу развития действия Кольхаас раскрывается как человек, чей духовный облик определяется одной преобладающей страстью – чрезвычайно развитым чувством справедливости, которое определяет все его поступки.
В этой повести основной конфликт и характер, задуманные автором как романтические, получают глубочайшую социальную и конкретно-историческую детерминированность, в связи с чем произведение воспринимает как реалистическое, несмотря на иррационально-таинственную романтическую историю с цыганкой, в которую перевоплощается Лисбет, жена Кольхааса, убитая ландскнехтом.
В повести идея романтической страсти, которая раскрывается в конфликте, реализуется как бескомпромиссная, последовательная борьба представителя третьего сословия против социальных антагонистов – федеральной знати. Когда же законные средства достижения справедливости оказываются исчерпанными, Кольхаас вступает в открытый вооруженный конфликт и становится вождем и знаменем для угнетенных.
Примечательно, что сам писатель не разделяет эти методы и даже осуждает их. Рупором авторской позиции в повести оказывается Мартин Лютер – эпизодическая фигура, очерченная схематически. Объективным звучанием повести Клейст смог показать непримиримую остроту классовых противоречий.
Главные герои делятся на социальные группы:
- Третье сословие;
- Феодальное рыцарство.
«Михаэль Кольхаас» является единственным из произведений писателя, которое по политической актуальности перекликается с поздними драмами Клейста. С учетом этого аспекта раскрывается и финал произведения, и политические нюансы повести, которые для современного читателя уже кажутся завуалированными, однако хорошо понятные современникам Клейста. Прежде всего, это антитеза Саксонии и Бранденбурга, которая последовательно проходит через всю повесть. Кольхаас – брандербуржец – оказывается ущемленным в своих правах в Саксонии. И хоть придворное окружение бранденбургского курфюрста изображается в отрицательном свете, именно курфюрст помогает Кольхаасу добиться справедливости. Несмотря на то, что Михаэля казнят по юридическим установлениям Бранденбурга за допущенные им на саксонской земле беззакония, иск Кольхааса к юнкеру Тронка удовлетворен, а обидчик наказан.
Образ Чайльд-Гарольда
Чайльд-Гарольд является отпрыском древнего рода. И казалось бы, что он должен быть абсолютно доволен своей жизнью и счастлив. Однако Чайльд-Гарольд рвется в неведомые края, жаждет перемен, приключений, опасностей – чего угодно, лишь бы убежать от своей опостылевшей жизни.
Постепенно новые страны и новый мир открывают ему глаза на другую жизнь, полную бедствий и страданий, далекую от его прежней жизни. Чайльд-Гарольд в Испании уже не тот светский денди, описанный в начале произведения. Великая драма испанского народа, который вынужден выбирать между «покорностью и могилой», ожесточает сердце героя, наполняет его тревогой. В конце первой песни Чайльд-Гарольд предстает угрюмым, разочаровавшимся человеком, тяготящимся укладом жизни аристократического общества. Герой поэмы Байрона не видит смысла ни в земной жизни, ни в загробной, он страдает и мечется.
Во второй главе Чайльд-Гарольд оказывается в горах Албании. И хоть он по-прежнему беспечен и чужд желаний, но поддается благотворному влиянию природы этой страны и ее народа – смелых, гордых, вольнолюбивых горцев. Все чаще в герое проявляются душевное благородство, отзывчивость, и все меньше становится неудовлетворенности и тоски. Постепенно душа мизантропа начинает оттаивать.
После возвращения на родину Чайльд-Гарольд окунается в «вихрь светской моды». И снова в нем возникает желание бежать от этого мира, где царит аристократическое чванство и пустая суета. Однако теперь его цель «достойней, чем тогда». Чайльд-Гарольд точно знает, что у него есть друзья. И снова герой поэмы «берет посох пилигрима».
Чайльд-Гарольда с момента появления произведения в печати отождествляли с самим автором. Байрон категорически возражал против этого, он настаивал, что герой его поэмы – вымышлен. У автора и Чайльд-Гарольда много общего, но духовный облик поэта гораздо сложнее и богаче, чем облик персонажа, созданного им.
В четвертой песне Гарольд практически не упоминается, появляется все реже. Поэтому образ героя поэмы в четвертой части менее отделим от автора, говорящего здесь от собственного лица.
Чайльд Гарольд – искренний, глубокий, хоть и очень противоречивый человек. Он разочарован в жизни, в «свете», в аристократическом обществе. Чайльд-Гарольд бежит от нее, ищет новые идеалы. Образ Чайльд-Гарольда стал воплощением «байронического» героя в литературе эпохи романтизма.
Если сравнивать образы Михаэля Кольхааса и Чайльд-Гарольда, на первый взгляд кажется, что между ними нет ничего общего. Чайльд Гарольд – дворянского происхождения, аристократ, а Михаэль Кольхаас – представитель третьего сословия. Михаэль Кольхааса начале произведения предстает довольным своей жизнью человеком, любящим семьянином, образцовым верноподданным. Чайльд-Гарольд же разочарован в жизни, ему не нравится светское общество, он стремится бежать из опостылевшего мира, отправиться в дальние страны, чтобы найти новый идеал. Постепенно Чайльд-Гарольд «оттаивает», в нем пробуждаются благородные чувства и стремления. Но герои имеют и сходство. Прежде всего, они оба жаждут справедливости, свободы, переживают за народ. Однако если Кольхаас пытается восстановить справедливость, предпринимая конкретные действия, то Чайльд-Гарольд просто наблюдает со стороны.