Дискурс - это весь уровень речи, повествующей о событиях, в отличие от самих этих событий.
Отличия художественной речи от обыденной
Художественная речь является предметом изучения и лингвистики, и литературоведения. в литературоведении она изучается как внешняя форма произведения, тесно связанная с другими уровнями. Что касается лингвистики, то здесь она рассматривается в ряду других форм языка (официально-деловой, научный).
Отличие обыденной речи и художественной заключаются в доминирующих функциях. Функцией художественной речи является эстетическая. Слово здесь служит для создания художественного образа.
Обыденная речь выполняет функцию передачи информации. Она не создает эстетического содержания.
Однако речь является образной и в обыденной, и в художественной речи, так как слово по своей сути образно.
Слово как язык литературы, от других видов искусств имеет принципиальное отличие. Оно до его создания, до представления имеет определенное значение, в слове изначально содержится образ, то есть художник использует уже готовые образы.
В обыденной речи происходит автоматизация слова, а в художественной – его актуализация.
Автоматизация слова означает, что каждое слово является образным по этимологии, но эта образность в разговорной речи не замечается, словно стирается, то есть автоматизируется, возникает утрата изначальной образности.
В художественной литературе же слово снова проявляет эту стертую образность, оно выглядит свежо, ярко. Один и тот же предмет здесь рассматривается с разных точек зрения.
На лингвистическом уровне актуализация слова связывается с такими явлениями, как метафоризация и отстранение. В других искусства материалы, использующиеся ля создания шедевров, сам по себе ничего не значат, не обладают первоначальными значениями.
Специфика художественной речи
Вопрос об особенностях и свойствах художественной речи активно поднимался и обсуждался в 1920-е годы. было отмечено, что доминирующей в словесном искусстве является эстетическая функция художественной речи, о чем писал Р. О. Якобсон, а отличие художественной речи от обыденной состоит в установке на выражение (Б. В. Томашевский). В работе, где подводится итог сделанному формальной школой в сфере изучения поэтического языка говорится о стремлении поэтического творчества опереться на автономную ценность языкового знака. Те средства выражения, которые в процессе общения стремятся поэтизироваться, в языке поэтическом наоборот, стремятся актуализироваться. В качестве организующего средства поэзии выступает именно его направленность на словесное выражение.
Также в этой работе говорится и о том, что в искусстве и не только внимание и поэта, и читателя направлено на самый знак, а не на означаемое. Представители формальной школы справедливо подчеркивают колоссальную значимость речевых форм в художественных произведениях и вместе с тем достаточно резко противопоставляют поэтический язык обыденному языку. Более поздние суждения о художественной речи от подобной крайности свободны. Например, в 1970-е годы Цв. Тодоров во многом углубил и дополнил концепцию поэтического языка, которая была разработана в 1920-е годы. В своей работе Тодоров опирается на понятие дискурса.
Дискурс – это лингвистическая общность, которая дана после языка, но до высказывания.
Выделяют следующие дискурсы:
- Научный;
- Официально-деловой;
- Литературно-художественный (в рамках литературно-художественного дискурса выделяются жанровые);
- Обиходно-практический (в рамках этого дискурса выделяется эпистолярный).
Цв. Тодоров считает, что каждый дискурс имеет свои правила, нормы, тенденции речеобразования, свои принципы организации высказываний. Также он утверждает, что дискурсы не разделяются жесткими границами и постоянно взаимодействуют. Ученый делает вывод, что нет правил для всех литературных явлений и только для них, а черты литературности можно обнаружить и за пределами литературы, а в самой литературе – не всегда в полной мере.
По мнению Тодорова, однородного литературного дискурса не существует. Традиционная оппозиция между литературой и нелитературой, восходящая к формальной школе, в концепции Тодорова уступает свое место типологии дискурсов, которые во многом сходны друг с другом. И самое главное, специфика литературного дискурса состоит не только в речевой составляющей произведения, но и в его предметном составе, который имеет большое значение. Тодоров имея в виду художественный вымысел, отмечает, что суть литературы заключается в использовании предложений, которые не являются ни истинными, ни ложными с логической точки зрения. Также он отмечает, что для словесного искусства характерно «тяготение к упорядоченности и актуализации всех символических возможностей, заложенных в знаке».
Таким образом, речь литературно-художественных произведений более, чем другие типы высказываний тяготеет к строгой организованности и выразительности. В своих лучших образцах она максимально насыщена смыслом, поэтому не терпит какого-либо перестраивания, переоформления. В связи с этим художественная речь от воспринимающего требует пристального внимания не только к предмету сообщения, но и к собственным формам, к целостной ткани, к нюансам и оттенкам. Р. О. Якобсон писал, что любой речевой элемент в поэзии превращается в фигуру поэтической речи. Словесная ткань во многих литературных произведениях, в стихотворных особенно, резко отличается от другого рода высказываний. В других наоборот, внешне не отличается от обыденной, разговорно-бытовой речи. Однако, в творениях словесного искусства обязательно наличествуют, даже если и неявно, упорядоченность и выразительность речи.
Можно сделать вывод, что специфика художественной речи состоит в следующем:
- В завершенности художественного высказывания;
- В высокой степени организации речи на всех уровнях;
- В большой содержательности художественной речи;
- В индивидуальности художественного стиля. Он создается и совершенствуется писателем на протяжении всего творчества.