Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвистическое искусствоведение

Лингвистическое искусствоведение как область филологических исследований

Определение 1

Лингвистическое искусствоведение – междисциплинарная область исследований, изучающая вопросы отношения искусства (в частности, литературы) к языку.

Первоначально вопросы, связанные с взаимодействием языка и искусства, изучением эстетических возможностей речи, рассматривались в рамках стилистики и поэтики, однако уже в середине XX века о необходимости создания лингвистического искусствоведения как самостоятельной отрасли исследований говорил В. В. Виноградов. Наибольший вклад в разработку пробоем связи языка и искусства внес М. М. Бахтин, благодаря работам которого наметились основные направления лингвистического искусствоведения:

  1. Исследование художественно-эстетических возможностей языка в рамках творчества одного писателя.
  2. Изучение вопросов взаимодействия языка и различных направлений искусства.

Основным объектом изучения в рамках лингвистического искусствоведения выступают художественные произведения. Исследователя интересует, какие принципы заложены в основу речевой организации художественного материала, как они связаны с творчеством автора и особенностями того или иного художественного метода, которого он придерживался.

В лингвистическом искусствоведении рассматриваются два взгляда на природу художественно-эстетической функции слова, заложенные в творчестве писателей реалистического и модернистского толка. Лингвоэстетическая концепция реалистов заключается в примате содержания над формой, в то время как модернисты провозглашают безусловный приоритет художественной формы и ее ценность для художественного текста.

Эти взгляды формируют два аспекта лингвоэстетических исследований:

  1. Смысловой анализ текста, в котором языковая форма рассматривается как ключ к интерпретации художественного содержания.
  2. Лингвопоэтический анализ, направленный на выявление содержательной и художественно-эстетической функции языка произведения.
«Лингвистическое искусствоведение» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Следует отметить, что подобное разделение является условным, так как в реальности форма и содержание текста представляют собой нерасторжимое единство, которое требует целостного осмысления и анализа.

Основные понятия лингвистического искусствоведения

Лингвистическое искусствоведение оперирует собственной терминологией, имеющей свою специфику и отличающейся от лингвистической понятий базы.

Центральное понятие, используемое в лингвоэстетических исследованиях, - художественное слово, под которым понимается язык художественного текста, выступающий в эстетической функции.

Художественному слову присущи следующие характеристики:

  1. Образность: слово служит для передачи эстетического содержания, воплощая представления автора о мире и человеке.
  2. Эмоциональность: слово в художественном тексте окрашено переживаниями, чувствами автора.
  3. Субъективность: художественная речь представляет собой разновидность индивидуально-авторского взгляда на мир.
  4. Художественность: речь в произведениях литературы не тождественна обыденной речи, она определенным образом организована, ориентируется на эстетические принципы литературных направлений и школ и господствующий художественный идеал.

Стиль – это понятие, используемое в значении индивидуальной речевой манеры автора, а также в качестве синонима художественной организации текста, обусловленной требованиями эстетического канона.

Художественные языковые средства – это ресурсы языка, способные выполнять художественно-эстетическую функцию и используемые в произведении для выражения определенного содержания, воздействия на читателя и передачи эмоций, чувств автора и его взгляда на мир.

Помимо данных терминов в лингвоэстетических исследованиях также применяется концепция полифонического слова, впервые сформулированная в трудах М. М. Бахтина и заключающаяся в оценке художественного слова с точки зрения его культурно-прагматической функции.

Лингвоэстетическая концепция «полифонического» слова

Специфика взглядов М. М. Бахтина на природу взаимодействия искусства и слова заключалась в том, что ученый оценивал художественную форму с коммуникативных позиций, отмечая ее диалогическую природу.

Слово в художественном тексте можно оценить с точки зрения двух принципов:

  1. Монологического, когда слово понимается как средство выражения мысли, передачи содержания, не предполагающего ответной реакции читателя.
  2. Диалогического (полифонического), при котором слово оценивается как результирующее равноправных точек зрения: автора, героя, читателя.

Такое понимание художественного слова подготовило почву для возникновения учения о дискурсе как речевом произведении, взятом в контексте его создания (порождения). Диалогическая, дискурсивная природа художественного текста лежит в основе современных исследований, посвященных языку и стилю произведений литературы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot