Психологизм – это индивидуализированное воспроизведение переживаний в их динамике, взаимосвязи и неповторимости.
Внутренний мир персонажа
Персонаж как целостность имеет определенную структуру, в которой различаются внешнее и внутреннее. Изображение персонажа состоит из целого ряда компонентов, которые выявляют внутренний мир человека и его внешний облик.
Внутренний мир человека, который включает его мысли, намерения, осознаваемые чувства, сферу бессознательного, в произведениях запечатлевается по-разному. На первых этапах развития словесного искусства он дается опосредованно. Читатель узнает преимущественно о действиях и поступках, которые совершает персонаж, и намного меньше о каких-либо внутренних мотивах его поведения. Переживания персонажа полностью зависят от разворачивающихся событий и передаются в основном через внешние проявления (например, если сказочного героя постигает беда, у него «катятся слезы горючие»). Если же внутренний мир персонажа и выявляется впрямую словами, то в виде клишированного, скупого обозначения какого-либо одного переживания, без его детализаций.
Христианское средневековье сформировало представление о значимости, ценности «сокровенного человека» и привнесло во внутренний мир литературных героев много нового. В этот период были открыты противоречивость и сложность человеческой природы, а также обозначена возможность преображения ее на пути веры и подражания Христу.
Сердечное сокрушение, духовная встревоженность, умонастроения покаяния, душевная просветленность и умиление запечатлены в самых разных вариациях в многочисленных житиях, в «Божественной комедии» Данте, в «Исповеди» Бл. Августина. однако писатели средневековья, находясь по властью этикетных норм, мало осваивали человеческое сознание как изменчивое, неповторимо-индивидуальное и разноплановое.
Психологизм
Сложность внутреннего мира человека, переплетение различных импульсов и умонастроений, смена душевных состояний вызывают особый интерес на протяжении последних трех-четырех веков. Ярким свидетельством этому являются трагедии У. Шекспира с характерным для них сложным, часто загадочным психологическим рисунком (в наибольшей степени «Король Лир» и «Гамлет»).
Такого рода художественное освоение человеческого сознания называется психологизмом.
Как отметила Л. Я. Гинзбург, психологизм несовместим с рационалистической схематизацией внутреннего мира (у сентименталистов это антитеза чувствительности и холодности, у классицистов – страсти и долга).
По ее мнению, «литературный психологизм начинается с несовпадений, с непредвиденности поведения героя».
Активизировался психологизм во второй половине 18 века. упрочение психологизма обусловлено следующими факторами:
- Интересом писателей к неоднозначности простого, «негероического» характера;
- Интересом к многогранным персонажам;
- Доверием автором к способности читателя к самостоятельному нравственному суждению.
Психологизм своего максимум достиг в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, художественно освоивших «диалектику души». В романах и повестях этих писателей с небывалой конкретностью и полнотой воспроизводятся процессы формирования чувств, мыслей, намерений человека, их взаимодействие и переплетение, иногда весьма причудливое. По мнению М. М. Бахтина, художественная доминанта произведений Ф. М. Достоевского – это самосознание героя-идеолога, фигурирующего «не как человек жизни, а как субъект сознания и мечты». Видение писателя направлено непосредственно на самосознание и на незавершимость этого самосознания.
Существуют разные формы психологизма. Например, Л. Н. Толстому, Ф. М. Достоевскому характерен явный, «демонстративный», открытый психологизм.
Вместе с этим писатели 19-20 столетий опираются и на другой способ освоения внутреннего мира человека. «Подтекстовый», неявный психологизм, когда чувства и импульсы персонажей лишь угадываются, является преобладающим в рассказах, повестях и драмах А. П. Чехова. Здесь о переживаниях персонажей обычно говорится вскользь, бегло. Подобного рода психологизм заявил себя не только в художественной прозе 20 века (М. М. Пришвин, И. А. Бунин, М. Пруст), но и в лирической поэзии, особенно в стихах А. А. Ахматовой и И. Ф. Анненского. Здесь самые обыкновенные впечатления пронизаны душевными переживаниями.
В первые десятилетия установка на воспроизведение внутренней жизни человека авангардистской эстетикой и марксистским литературоведением резко отвергалась. Личность, свободно самоопределяющаяся в реальности, находилась под подозрением. Например, Ф. Т. Маринетти выступал с призывом к окончательному освобождению литературы от психологии. В таком же духе высказывался А. Белый, который называл произведения Ф. М. Достоевского «авгиевыми конюшнями психологии».
Советские 20-е годы были отмечены радикальным неприятием психологизма. В этот период неоднократно говорилось о том, что апсихологизм, который заключается в воссоздании материального, вещного мира, является высшим этапом литературного развития.
Но психологизм не ушел из литературы, о чем свидетельствует творчество многих писателей 20 века.
Самосознание
Интенсивное становление и упрочение психологизма в 19-20 вв. прежде всего связано с активизацией самосознания человека Нового времени. В современной философии различается сознание, которое само себя осуществляет, и сознание, которое само себя изучает. Последнее называют самосознанием. Оно реализуется в основном в виде рефлексии, которая составляет «акт возвращения к себе».
Активизация и дальнейшее нарастание рефлексии у людей Нового времени связаны с острейшим переживанием разлада человека с самим собой и окружающим, а порой и тотальным отчуждением от него. Начиная с конца 18-начала 19 веков, такие жизненно-психологические ситуации стали запечатлеваться европейской литературой, а затем и писателями других регионов.