Фэнтези – это литературный жанр, разновидность ненаучной фантастики.
Особенности современной детской литературы
Детская литература за свою историю претерпевала изменения – менялись задачи, которые стояли перед детской книгой. Изначально цель ее была - обучить грамоте, потом – объяснить нормы морали, затем – научить основам разных наук, развлечь. Детская литература на более зрелых стадиях развития становится попыткой познания детского мира, помощником в поиске решения жизненных проблем, трудностей, отличных от взрослых, но являющихся не менее важными. Традиционно дети воспринимались «другими» по отношению к взрослым. К детям искались другие подходы, круг тем детской литературы был ограниченным – многие темы считались неподходящими для понимания ребенком, тяжелыми для детской психики.
Но эти границы в последние десятилетия стали размываться. С детьми стали говорить на многие темы, которые ранее считались запретными. Взрослый – родитель, педагог, писатель – формирует представления ребенка о мире. С каждым годом порог технологического и информационного взросления снижается. Дети вполне способны понимать сложные вещи. Чем раньше ребенок научится их анализировать, тем ему будет проще адаптироваться во взрослом мире.
Традиционно под детской литературой понимают:
- Книги, написанные для детей;
- Книги, написанные для взрослых, но вошедшие в круг детского чтения;
- Книги, героями которых являются дети.
Среди современных издательств, которые серьезно занимаются детской литературой, выделяются: «Розовый жираф», «Самокат», «Clever», «Мелик-Пашаев», «Издательский дом Мещерякова», «Albus Corvus», «КомпасГид». Перечисленные издательства отличаются тщательным отбором книг, качественным переводом, грамотным выстраиванием серий.
Современная литература для подростков
Литература для подростков соответствует сложившемуся в обществе представлению о периоде «подростковости». Обычно этот период развития человека трактуется как кризисный, когда ребенок переживает период физиологических изменений, который сопровождается освоением новых социальных ролей.
По мнению общества, подросток от литературы ждет, в первую очередь, рассказа о том, как происходит взросление. Поэтому книги для подростков часто основаны на повторяющемся фабульном сценарии – побег ребенка из Дома и его возвращение с изменившимся пониманием себя и мира. Важнейшая задача подростковой литературы, осознаваемая писателями – последовательная и целенаправленная социализация ребенка, передача ему представлений о социальных ролях, ценностях, нормах и моделях поведения, существующих в обществе. Предполагается, что в подростковом возрасте необходимы произведения, который закрепляют в сознании ребенка базовые ценности, многократно их транслируют и повторяют. Молодые люди прислушиваются к тому, что им предлагают старшие члены общества. Однако в каждом поколении, которое вступает в социальную жизнь, происходит столкновение традиционных социальных ролей, транслируемых семьей и общественными институтами, с меняющимися условиями и ценностями жизни. А в отдельные периоды оно приобретает особенно болезненный характер (например, в 2000-е годы в России, когда ментальные и институциональные изменения усилили разрыв между поколениями).
Книги, которые входят в круг детского чтения, являются наиболее социально действенными – изменение нравов имеет прямую связь с набором книг, прочитанных в детстве. Поэтому не случайно, что проблемы литературного образования особенно занимали российское общество в периоды образовательных реформ при идеологических перестройках.
Романы о Гарри Поттере появились чрезвычайно кстати – они обеспечили молодое поколение новыми интересными сюжетами, дали читательской аудитории ощущение причастности к мировому сообществу. Книги Джоан Роулинг задали параметры книг-клонов. Они вместе с другими «клонами» - сентиментальными повестями для девочек и детскими детективами – составили основную массу литературы для подростков рубежа 2000-х годов. Эти книги были интересны и родителями подростков, т.к. в период их молодости подобного не было. Также эти книги были написаны на языке, доступном всем подросткам.
В соответствии с принятыми педагогическими моделями, задача подростковой книги – обучать, развлекая. Подростковая литература обязательно скрыто нравоучительная или образовательная – сведения по истории, географии, философии, этнографии, изложенные в виде вставных эпизодов, прямых комментариев, включенные в текст как часть фабулы. Такая информация может быть вспомогательной, например, как в детективе В. Сотникова “Поросенок.ru”.
Приключенческая подростковая литература, которая воспринималась обществом без осуждения («Белеет парус одинокий», «Два капитана», «Тимур и его команда» и т.д.) рассчитана не только на подростков, но и на взрослых.
Книги о подростках, например, такие, как «В людях», «Школа», «Республика ШКИД», «Убить пересмешника», «Над пропастью во ржи» и т.д., изначально были предназначены взрослым. Такая двуадресность служит межпоколенческому сближению.
Современный детский триллер, несмотря на всю свою антидидактичность, при внимательном рассмотрении оказывается вполне нравоучительным жанром.
Произведения, в которых герой, столкнувшись со злом и пройдя ряд испытаний и злоключений, остается прежним, не переживает душевных потрясений, по количеству существенно уступают произведениям, в которых персонажи-подростки испытывают самый настоящий катарсис, приобретают нравственный опыт, пусть и тривиальный. Примеры произведений в жанре детского триллера:
- «Зловещие мертвецы»,
- «Кладбище кукол»,
- «Механические монстры»,
- «Доктор-мумия»,
- «Домик у кладбища»,
- «Костыль-нога».
Образ главного героя триллера, подростка, подчеркнуто обыкновенен, узнаваем. Если рассматривать детские триллеры с воспитательно-педагогической точки зрения, может возникнуть недоумение – главными героями таких произведений чаще всего становятся несимпатичные девочки и мальчики – жадные, глуповатые, завистливые, эгоцентричные, тщеславные. Герои хотят стать «крутыми», отомстить обидчикам, разбогатеть, переплюнуть соперницу, поразить всех чем-то необыкновенным и т.д. Но в конце произведения такие персонажи, как правило, меняются в лучшую сторону.