Анализ художественного произведения – это действия исследователя над произведением с целью определения его идеи, особенностей и способов выражения авторского замысла.
Виды анализа художественного произведения
Существует несколько видов анализа художественного произведения:
- Стилистический анализ. В этом случае осуществляется анализ использования автором произведениях языковых средств;
- Анализ художественных образов (рассматриваются образ-пейзаж, образ-персонаж, образ-вещь, образ-переживание);
- Анализ развития действия – работа над композицией и сюжетом произведения;
- Проблемный анализ – создание проблемной ситуации и ее решение.
Каждый вид анализа художественного произведения сопровождается соответствующим набором приемов анализа.
Работа над языком детского художественного произведения традиционно сводится к словарной работе, когда выясняется лексическое значение непонятных юному читателю слов. Однако эта работа находится вне эстетической деятельности, так как речь идет о слове как о лингвистической единице. А полноценное общение с искусством и литературным произведением в частности требует восприятия слова в первую очередь как средства создания художественного образа, то есть рассмотрения слова в соответствии с выполняемой в данном художественном произведении функцией.
З. И. Романовская считает, что понимание художественного слова – это не только понимание его прямого значения, но и подтекста, скрытого смысла, вложенного в него автором. Главная сложность восприятия художественного слова в том, что в любом тексте встречаются разные категории непонятных слов, а также в том, что у детей слабо развита лексико-стилистическая зоркость.
Приемами стилистического анализа художественного произведения являются:
- Выделение в тексте изобразительных средств языка и осознание их роли в тексте;
- Стилистический эксперимент. Это может быть замена или пропуск отдельных слов, выражений, а также изменение конструкции предложения;
- Использование живой наглядности. Живая наглядность, по мнению З.И.Романовской, - это сближение восприятиях текста произведения с жизнью и эмоционально-непосредственным опытом ребенка;
- Сравнение первоначального варианта текста и окончательного. Этот прием может быть использован в том случае, если известны черновые варианты произведения. В результате сравнения читатель пытается обосновать изменения, внесенные писателем.
Стилистическим экспериментом называют намеренную «порчу» авторского слова с целью привлечения внимания к нему, чтобы показать незаменимость авторского слова в этом тексте.
Большая часть эпических произведений, ориентированные детям, построены на подробном и последовательном описании событий. Это облегчает их восприятие, но при этом создает иллюзию того, что художественный текст является «слепком» с действительности. Ребенку легче осознать выбор автором слова, чем представить, что произведение не является фотографическим рассказом о реальных событиях. Именно поэтому важен анализ действия, основу которого составляет работа над сюжетом текста, композицией с учетом особенностей жанра.
Приемами анализа в этом случае являются создание диафильма и пересказ.
Диафильм – это серия графических или словесных рисунков, порядок которых соответствует последовательности событий в тексте.
Цель диафильма – выделение ключевых эпизодов.
В эпическом произведении герой является одним из ключевых средств выражения авторской художественной идеи. Целостное восприятие читателем героя произведения предполагает, что он сопереживает персонажу, размышляет об обстоятельствах, мотивах, последствиях его поступков, видит отношение автора к герою, следит за развитием образа, соотносит оценку автора и свою.
Распространенным приемом анализа художественного образа является драматизация.
Драматизация – это деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят в лицах прочитанное, используя при этом определенные средства выразительности.
Драматизация способствует развитию воссоздающего воображения, так как она помогает зримо увидеть персонажей и то, что происходит с ними. Кроме того, драматизация обостряет восприятие отраженного в произведении морального опыта. А также, этот прием наиболее действенно, близко и непосредственно связывает художественное творчество и личные переживания.
План анализа лирического и эпического художественного произведения
Анализ лирического произведения является одним из вариантов сочинения. Для раскрытия идейно-тематического содержания, а также художественных особенностей лирического произведения следует рассказать о своем субъективном восприятии произведения, разгадать идею автора, приблизиться к авторскому замыслу, выразить свое отношение к произведению.
Схема анализа лирического произведения:
- История создания произведения. Факты из жизни автора, которые связаны с созданием анализируемого поэтического произведения, а также информация о том, кому произведение посвящено;
- Жанр произведения;
- Название произведения, раскрытие смысла названия;
- Анализ образа лирического героя;
- Идейно-тематическое содержание произведения: главная тема, основная мысль, развитие мысли лирического героя (автора), эмоциональная направленность стихотворения, основные способы ее передачи;
- Анализ художественных особенностей стихотворения. Здесь рассматриваются художественные приемы, использованные автором, образы и ключевые слова, связанные с идеей стихотворения, приемы звукописи, особенности ритмики, наличие либо отсутствие деления на строфы;
- Читательское восприятие стихотворения.
Схема анализа эпического произведения:
- История создания произведения – биографические факты, связь произведения с эпохой его создания, анализ места произведения в творчестве писателя;
- Жанровые особенности произведения;
- Смысл названия произведения;
- Тема, идея, проблематика произведения;
- Анализ сюжетных линий произведения, конфликта и ключевых эпизодов;
- Анализ системы образов произведения – характеристики персонажей, особенности их имен и фамилий, поступки и мотивация, отношение с другими персонажами, предметно-бытовые детали, которые характеризуют героя, самохарактеристика персонажей, отношение автора к героям и способы, которыми он его выражает;
- Анализ композиции произведения;
- Художественные приемы и средства, раскрывающие идею произведения;
- Особенности языка произведения.