Форма и содержание – это две стороны литературного произведения, выделяющиеся в процессе его анализа.
Состав литературного произведения. Проблема формы и содержания
С одной стороны, для понятийно-терминологического аппарата теоретической поэтики характерна некоторая стабильность, с другой – в нем достаточно много спорного и взаимоисключающего. В основе систематизации аспектов литературного произведения находятся разные термины и понятия. В теоретической поэтике наиболее укорененной является такая понятийная пара, как «форма» и «содержание». В своей «Поэтике» Аристотель разграничивал в литературных произведениях «что» - предмет подражания и «как» - средства подражания. От этих суждений тянется нить к эстетике Средневековья и Нового времени. Понятия формы и содержания в 19 веке тщательно обосновал Гегель. Понятийная пара «форма и содержание» присутствует и в теоретико-литературных трудах современности.
Однако учеными неоднократно оспаривалась применимость этих терминов к художественным произведениям. Например, по утверждению представителей формальной школы, понятие содержания является излишним для литературоведения, а форму необходимо сопоставлять с художественно нейтральным жизненным материалом.
Ю. М. Лотман предложил заменить традиционные однобоко «дуалистические термины» «форма и содержание» на «монистичные» термины «структура и идея». В этот же период в литературоведении появились такие термины, как «знак и значение» в качестве замены «формы» и «содержания». В постструктуралистский период на замену привычных терминов пришли такие понятия, как «текст и смысл». Несмотря на то, что атака на традиционные понятия формы и содержания ведется уже более половины века, но они продолжают существовать.
В известной работе Р. Уэллека и О. Уоррена традиционное разделение произведения на форму и содержание расценивается как запутывающее анализ и предлагается устранить. Однако позже, обращаясь к стилистической конкретике, авторы работы в полемике с Б. Кроче отмечают, что для литературоведа необходимо вычленять элементы произведения, и отделять друг от друга форму и содержание, стиль и выражение мысли, при этом учитывая их конечное единство. Они признают, что без традиционного разграничения этих понятий обойтись сложно.
Наряду с выделением этих двух фундаментальных аспектов (дихотомический подход) в теоретическом литературоведении есть и другие логические построения. Например, А. А. Потебня и его последователи характеризуют три аспекта произведений искусства:
- Внутренняя форма;
- Внешняя форма;
- Содержание (применительно слово, идея, образ).
Существует также и многоуровневый подход, который был предложен феноменологическим литературоведением. Р. Ингарден в составе литературного произведения выделяет четыре слоя:
- Значение слов;
- Звучание речи;
- Уровень изображаемых предметов;
- Слуховой, зрительный облик предметов, воспринимаемый с какой-то определенной точки зрения.
Сторонники многоуровневого подхода есть и в отечественном литературоведении.
Дихотомический и многоуровневый подходы к произведениям искусства друг друга не исключают, они совместимы и могут взаимодополнять друг друга. Это было обосновано Н. Гартманом в «Эстетике». По утверждению немецкого философа, произведения по структуре неизбежно многослойны, а по способу бытия они «незыблемо двуслойны»: на переднем плане – материально-чувственная предметность, а на заднем – духовное содержание.
Форма и содержание литературного произведения
Форма и содержание – это философские категории, находящие применение в разных сферах знания. В философии античности форма противопоставлялась материи. Материя мыслилась как хаотическая и бескачественная, в результате ее обработки возникали упорядоченные предметы, которые называли формами. При этом значение слова форма было близким по своему смыслу к словам «сущность», «логос», и «идея». Такая пара понятий, как материя и форма, возникла из потребностей человечества обозначить творческую, созидательную силу людей, природы, богов.
Содержание литературного произведения – это сплав изображаемого и выраженного автором.
Содержание литературного произведения – это жизнь, как она понимается писателем и как соотносится с его представлением об идеале прекрасного.
В качестве образной формы раскрытия содержания выступает жизнь персонажей, как она представлена в произведениях. Содержание литературного произведения относится к духовной жизни людей, их деятельности, а форма произведения – это материальное явлении, словесный строй произведения – художественная речь, которая произносится «про себя» или вслух.
Содержание и форма литературного произведения – это единство противоположностей.
Материальность формы произведения и духовность его идейного содержания и есть единство противоположных областей действительности.
Для того, чтобы существовать, содержание должно иметь форму. В свою очередь форма имеет значение и смысл тогда, когда она служит проявлением содержания.
О единстве формы и содержания писал Гегель:
«Произведения искусства, которому не достает надлежащей формы, не есть именно поэтому подлинное. Только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны и представляют собой истинные произведения искусства».
Идейное единство формы и содержания произведения образуются на основе примата содержания. Каким бы великим не был талант писателя, значимость его творений обусловливается прежде всего содержанием. А назначение их образной формы и всех жанровых, языковых, композиционных элементов состоит в полной точной и яркой передаче содержания. Любое нарушение данного принципа, данного единства художественного творчества негативно сказывается на произведении, снижает его ценность.
Однако зависимость формы о содержания не делает ее чем-то второстепенным. Только в форме раскрывается содержания, и потому полнота и ясность раскрытия содержания зависит от соответствия формы ей.