Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сонеты Ронсара

Определение 1

Сонет – это один из жанров поэтической лирики.

Любовная лирика Пьера де Ронсара

В историю поэзии Пьер де Ронсар вошел как один из величайших певцов любви. Ронсар создал множество других циклов – политических од, пасторальных од, но именно любовная лирика принесла ему наибольшую славу. Наиболее известные сборники любовной лирики Ронсара:

  • «Любовные стихотворения»;
  • «Продолжение любовных стихотворений»;
  • «Сонеты к Елене».

В любовной поэзии Пьера де Ронсара преобладают следующие темы:

  • тема стремительно бегущего времени;
  • прощание с юностью;
  • увядание цветов;
  • горациевский мотив «лови мгновение».

В любовной поэзии Ронсара преобладающим жанром является сонет. В своих стихах Ронсар воспевает женщин. Наибольшую известность получили три его героини – Мария, Кассандра и Елена. У Ронсара образ возлюбленной – это воплощение идеала поэта, его представлений о совершенстве и красоте. В основе стихотворных циклов, посвященных трем женщинам, каждый раз лежит чувство поэта к реальному лицу.

Замечание 1

В творчестве поэта есть три сонетных цикла. Они посвящены трем женщинам, трем историям любви. Это три жизненные эпохи поэта.

«Любовь к Кассандре»

«Первая книга любви» - «Любовь к Кассандре» - посвящена Кассандре Сильвиати. Девушка происходила из богатой итальянской семьи. Ронсар впервые встретил Кассандру в 1546 году в королевской резиденции в Блуа. Влюбленность в девушку, на которой Ронсар не мог жениться, стала для него источником создания поэтического образа недоступной, возвышенной возлюбленной, подобной Лауре Петрарки. Кассандра вскоре вышла замуж за человека, имение которого располагалось по соседству с замком поэта. Они могли встречаться, но доподлинно неизвестно, встречались ли.

Ю. Виппер отмечает, что «Первую книгу любви» нельзя рассматривать как поэтический дневник, в котором воспроизводятся перипетии любовного романа. Есть мнение, что сонеты, посвященные Кассандре, были написаны в 1551-1552 гг. Сонеты можно рассматривать как воспоминания влюбленного поэта или как поэтическую условность.

«Сонеты Ронсара» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Образ Кассандры на страницах сборника возникает сквозь дымку воспоминаний, в ореоле пробужденных мечтами эмоций. Это относится к эротическим мотивам, которые порой прорываются в содержании сборника. Изображенные Ронсаром чувственные наслаждения не могли быть подарены Кассандрой – характер их взаимоотношений полностью исключает это.

В сонетах, посвященных Кассандре, есть меланхолические ноты, характерные для петраркизма, томление по недосягаемой цели.

«Вторая книга любви»

«Продолжение любовных стихотворений» посвящено Марии. В этом сборнике есть стихи, посвященные и Кассандре, но главной героиней является Мария. О девушке известно лишь то, что она – простая крестьянка из Бургейля. Образ героини лишен аристократизма. Образ Марии проще, теплее и доступнее облика Кассандры. Для Ронсара Мария является воплощение чистой естественной красоты, нравов, присущих человеку, живущему на лоне природы. Поэт ассоциирует образ героини с весной, рассветом, изображает ее на фоне цветущей природы.

Сонеты Ронсара – это стихи о любовном влечении, которое не находит отклика. Поэт в стихах, посвященных Марии, воспевает чувство влюбленности. Это не страсть, похожая на одержимость, которая вызвана Кассандрой.

В художественной структуре сонетов о Марии преобладает не стремительный ритм, а тяготение к соразмерности и плавности. Этому соответствует двенадцатисложный александрийский стих, который заменил порывистый десятисложник сонетов первого сборника. В дальнейшем он станет основным размером высокой поэзии и классицистической драматургии во Франции.

Сонеты, посвященные Марии, проникнуты мировосприятием, в котором гармонично сочетается просветленная умиротворенность и меланхолическая грусть, упоение радостями жизни и горечь, вызванная неудачами, склонность к рефлексии и непосредственность в выражении чувств. Ю. Виппер считает, что сонеты Ронсара – это еще один отблеск идеалов высокого Ренессанса.

Источником поэтических эмоций в сонетах Ронсара является реальная действительность. Во «Второй книге любви» Ронсар отходит от петраркистского и платонического обожествления женщины, что обусловливает и принципиальные изменения в стилистических поисках поэта.

Во «Второй книге любви» царят благодатная простота и здоровая чувственность. Поэт обращается к разработке стиля, который сам называет «низким». Здесь важнейшим эстетическим критерием становится прозрачная ясность, естественность чувств, доступность и грациозность в художественном воплощении, а снижение стиля ведет к сближению поэтического языка с речью разговорной, к прозрачности слога, ослаблению его образной перегруженности. Но перемена стиля не связана с низким происхождение возлюбленной поэта, скорее, он выбрал простую девушку в качестве героини своих стихов, чтобы подчеркнуть перемены.

«Третья книга любви»

После 1572 года Ронсар, окончательно разочаровавшись в королевском дворе, полностью уходит в мир личной жизни. В этот период появляется «Третья книга любви» - «Сонеты к Елене». Адресатом этого любовного цикла стала Елена де Сюржер, молодая фрейлина Екатерины Медичи. Девушка была известна при дворе своей добродетелью и красотой. Высокая, черноволосая красавица привлекла внимание пожилого поэта, который был старше ее на тридцать лет.

Образ Елены более индивидуализирован и осязаем, чем образы Кассандры и Марии. Читатель видит очертания внешнего облика героини, ритм ее движений, слышит интонации речи и получает представление о внутреннем мире девушки.

«Сонеты к Елене» овеяны печальной прелестью любви стареющего мужчины к молодой и гордой девушке. Стихи отличались величественной, спокойной простотой – именно в эти годы поэт пришел к единому, ясному и возвышенному, стилю в своих произведениях.

Воспевая Елену, поэт вступает в соперничество с Филиппом Депортом, новым кумиром дворца. Это соперничество привнесло в сборник черты маньеристической изощренности неопетраркизма. Образ героини снова обретает аристократическую утонченность, но в его основе – уверенное в себе, преисполненное гармонии достоинство, которое является важной чертой идеала красоты эпохи Возрождения.

Дата последнего обновления статьи: 25.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot