Сонет – это один из жанров поэтической лирики.
Любовная лирика Пьера де Ронсара
В историю поэзии Пьер де Ронсар вошел как один из величайших певцов любви. Ронсар создал множество других циклов – политических од, пасторальных од, но именно любовная лирика принесла ему наибольшую славу. Наиболее известные сборники любовной лирики Ронсара:
- «Любовные стихотворения»;
- «Продолжение любовных стихотворений»;
- «Сонеты к Елене».
В любовной поэзии Пьера де Ронсара преобладают следующие темы:
- тема стремительно бегущего времени;
- прощание с юностью;
- увядание цветов;
- горациевский мотив «лови мгновение».
В любовной поэзии Ронсара преобладающим жанром является сонет. В своих стихах Ронсар воспевает женщин. Наибольшую известность получили три его героини – Мария, Кассандра и Елена. У Ронсара образ возлюбленной – это воплощение идеала поэта, его представлений о совершенстве и красоте. В основе стихотворных циклов, посвященных трем женщинам, каждый раз лежит чувство поэта к реальному лицу.
В творчестве поэта есть три сонетных цикла. Они посвящены трем женщинам, трем историям любви. Это три жизненные эпохи поэта.
«Любовь к Кассандре»
«Первая книга любви» - «Любовь к Кассандре» - посвящена Кассандре Сильвиати. Девушка происходила из богатой итальянской семьи. Ронсар впервые встретил Кассандру в 1546 году в королевской резиденции в Блуа. Влюбленность в девушку, на которой Ронсар не мог жениться, стала для него источником создания поэтического образа недоступной, возвышенной возлюбленной, подобной Лауре Петрарки. Кассандра вскоре вышла замуж за человека, имение которого располагалось по соседству с замком поэта. Они могли встречаться, но доподлинно неизвестно, встречались ли.
Ю. Виппер отмечает, что «Первую книгу любви» нельзя рассматривать как поэтический дневник, в котором воспроизводятся перипетии любовного романа. Есть мнение, что сонеты, посвященные Кассандре, были написаны в 1551-1552 гг. Сонеты можно рассматривать как воспоминания влюбленного поэта или как поэтическую условность.
Образ Кассандры на страницах сборника возникает сквозь дымку воспоминаний, в ореоле пробужденных мечтами эмоций. Это относится к эротическим мотивам, которые порой прорываются в содержании сборника. Изображенные Ронсаром чувственные наслаждения не могли быть подарены Кассандрой – характер их взаимоотношений полностью исключает это.
В сонетах, посвященных Кассандре, есть меланхолические ноты, характерные для петраркизма, томление по недосягаемой цели.
«Вторая книга любви»
«Продолжение любовных стихотворений» посвящено Марии. В этом сборнике есть стихи, посвященные и Кассандре, но главной героиней является Мария. О девушке известно лишь то, что она – простая крестьянка из Бургейля. Образ героини лишен аристократизма. Образ Марии проще, теплее и доступнее облика Кассандры. Для Ронсара Мария является воплощение чистой естественной красоты, нравов, присущих человеку, живущему на лоне природы. Поэт ассоциирует образ героини с весной, рассветом, изображает ее на фоне цветущей природы.
Сонеты Ронсара – это стихи о любовном влечении, которое не находит отклика. Поэт в стихах, посвященных Марии, воспевает чувство влюбленности. Это не страсть, похожая на одержимость, которая вызвана Кассандрой.
В художественной структуре сонетов о Марии преобладает не стремительный ритм, а тяготение к соразмерности и плавности. Этому соответствует двенадцатисложный александрийский стих, который заменил порывистый десятисложник сонетов первого сборника. В дальнейшем он станет основным размером высокой поэзии и классицистической драматургии во Франции.
Сонеты, посвященные Марии, проникнуты мировосприятием, в котором гармонично сочетается просветленная умиротворенность и меланхолическая грусть, упоение радостями жизни и горечь, вызванная неудачами, склонность к рефлексии и непосредственность в выражении чувств. Ю. Виппер считает, что сонеты Ронсара – это еще один отблеск идеалов высокого Ренессанса.
Источником поэтических эмоций в сонетах Ронсара является реальная действительность. Во «Второй книге любви» Ронсар отходит от петраркистского и платонического обожествления женщины, что обусловливает и принципиальные изменения в стилистических поисках поэта.
Во «Второй книге любви» царят благодатная простота и здоровая чувственность. Поэт обращается к разработке стиля, который сам называет «низким». Здесь важнейшим эстетическим критерием становится прозрачная ясность, естественность чувств, доступность и грациозность в художественном воплощении, а снижение стиля ведет к сближению поэтического языка с речью разговорной, к прозрачности слога, ослаблению его образной перегруженности. Но перемена стиля не связана с низким происхождение возлюбленной поэта, скорее, он выбрал простую девушку в качестве героини своих стихов, чтобы подчеркнуть перемены.
«Третья книга любви»
После 1572 года Ронсар, окончательно разочаровавшись в королевском дворе, полностью уходит в мир личной жизни. В этот период появляется «Третья книга любви» - «Сонеты к Елене». Адресатом этого любовного цикла стала Елена де Сюржер, молодая фрейлина Екатерины Медичи. Девушка была известна при дворе своей добродетелью и красотой. Высокая, черноволосая красавица привлекла внимание пожилого поэта, который был старше ее на тридцать лет.
Образ Елены более индивидуализирован и осязаем, чем образы Кассандры и Марии. Читатель видит очертания внешнего облика героини, ритм ее движений, слышит интонации речи и получает представление о внутреннем мире девушки.
«Сонеты к Елене» овеяны печальной прелестью любви стареющего мужчины к молодой и гордой девушке. Стихи отличались величественной, спокойной простотой – именно в эти годы поэт пришел к единому, ясному и возвышенному, стилю в своих произведениях.
Воспевая Елену, поэт вступает в соперничество с Филиппом Депортом, новым кумиром дворца. Это соперничество привнесло в сборник черты маньеристической изощренности неопетраркизма. Образ героини снова обретает аристократическую утонченность, но в его основе – уверенное в себе, преисполненное гармонии достоинство, которое является важной чертой идеала красоты эпохи Возрождения.