Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические портреты представителей интеллигенции в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Определение 1

Несобственно-прямая речь — это отрывок повествовательного текста, который передает мысли, слова, чувства, восприятия одного их персонажей, передача текста повествователя при этом не обозначается ни вводящими словами, ни графическими знаками.

Особенности повествования в рассказе А. Солженицына

Рассказ А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принес писателю мировую известность. В журнальной версии произведение было обозначено как «повесть». В книге «Бодался теленок с дубом» писатель признается, что назвать «Один день Ивана Денисовича» повестью ему предложили в редакции журнала «Новый мир». Позже Солженицын высказал сожаление, что уступил и отметил, что «Один день Ивана Денисовича» - это рассказ, хоть и нагруженный, объемный.

Произведение открыло тему репрессий, запретную прежде, и задало новый уровень художественной правды.

В центре рассказа – образ простого русского человека, который сумел не только выжить, но и нравственно выстоять в жестоких условиях лагерной неволи. По словам А. Солженицына, Иван Денисович – собирательный образ. Одним из прототипов этого образа был солдат Шухов, который воевал в батарее Солженицына, но никогда не сидел в сталинских лагерях и тюрьмах. Солженицын опирался на общий опыт заключенных ГУЛАГа, а также на собственный опыт, приобретенный в Экибастузском лагере. Стремление писателя к синтезу жизненного опыта разных прототипов и к совмещению нескольких взглядов, точек зрения обусловило выбор типа повествования.

В этом рассказе писатель применяет сложную повествовательную технику, которая основывается на частичном совмещении, слиянии, взаимоперетекании, взаимодополнении, а порой и расхождении точек зрения героя и автора-повествователя, по мироощущению близкого к нему. Писатель показывает лагерный мир через восприятие Шухова, но его точка зрения дополняется объемным авторским видением, точкой зрения, которая отражает коллективную психологию заключенных. Иногда к внутреннему монологу или прямой речи персонажа подключаются авторские интонации, размышления. В рассказе доминирует повествование от третьего лица, которое включает несобственно-прямую речь. Она передает точку зрения главного героя, сохраняет особенности его языка и мышления. Также повествование включает в себя несобственно-авторскую речь и повествование от первого лица множественного числа («Дорвалась наша колонная до улицы…», «Номер нашему брату – один вред…» и т.д.).

«Психологические портреты представителей интеллигенции в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Взгляд «изнутри» в произведении чередуется взглядом «извне». На повествовательном уровне этот переход происходит почти незаметно.

Иван Денисович Шухов – собирательный образ

Некоторые читатели искренне недоумевали, почему в центре лагерной повести А. Солженицына оказался не интеллигент, а простой «зэк», бывший солдат и колхозник. Сам писатель объясняет это тем, что только простому работяге видны истинные отношения в лагере. Но важно и другое. По мнению автора, Иван Денисович отлично разбирается и в том, что происходит за пределами лагеря.

Произведение строится как внутренний монолог главного героя. Может даже на первый взгляд показаться, что писатель знает и видит только то, что знает и видит его Иван Денисович. Создается иллюзия, что повествование ведет не автор, а Шухов, зэк Щ-854.

В целом рассказ воспроизводит мир Шухова, близкий авторскому. Шухов – яркая индивидуальность, но в нем типологические черты преобладают над чертами личностными. Образ Шухова, по утверждению Солженицына, это обобщенный образ «народа в лагерях». Под народом он подразумевал рабочих, интеллигенцию, крестьянство. Именно их не «увидели» такие писатели, как Г. Шелест, Б. Дьяков, Г. Серебрякова, которые рисовали судьбу «партийных товарищей», оказавшихся в лагерях по ошибке.

Сам Шухов чувствует сея частью некоего целого. Голос Ивана Денисовича – это голос его собригадников, сотен и тысяч шуховых, томящихся в лагерях. В рассказе есть представители разных социальных групп:

  • Московская интеллигенция: «чудак в очках», Цезарь;
  • Бывшие начальники: Фетюков;
  • Верующие: Алешка-баптист;
  • Военные: Буйновский.

Писатель показывает даже тех, кто кажется «по ту сторону лагеря» - конвой и охрана. Но лагерная жизнь влияет и на них. В одном рассказе Солженицын уместил столько человеческих судеб, что это не могло не найти отклик у большинства читателей.

О долагерной жизни Ивана Денисовича известно не очень много. Шухов до войны жил в небольшой деревне Темгенёво, был женат, воспитывал двух дочерей, работал в колхозе. В нем собственно «крестьянского» не так уж и много, крестьянские качества заслонил и вытеснил колхозный и лагерный опыт. Так, у Шухова почти не проявляется тяга к земле, у него нет воспоминаний о корове-кормилице.

Замечание 1

Стоит для сравнения вспомнить, какую роль играют коровы в судьбах героев деревенской прозы: Рогуля в повести «Привычное дело» В. Белова, Звездоня в тетралогии «Братья и сестры» Ф. Абрамова, Зорька в повести «Последний срок» В. Распутина.

Шухов в июне 1941 года ушел на фронт. Он был ранен, отказался от медсанбата и вернулся в строй. Он ни разу не сожалел об этом. В феврале 1942 года попал в плен. Пробыв в фашистском плену всего два дня, сумел убежать и вернулся к своим. Но был обвинен в измене, в том, что выполнял задание немецкой разведки. Шухову пришлось смириться с чудовищно несправедливыми обвинениями и приговором. Он не стал протестовать, бунтовать и добиваться правды. Шухов знал, что если не подпишет, его расстреляют. За годы лагерной жизни Шухов усвоила правила, без соблюдения которых не выжить: он не спешит, не перечит лагерному начальству и конвою, лишний раз «не высовывается».

Образ Цезаря Марковича

Цезарь Маркович – представитель «московской интеллигенции» в повести «Один день Ивана Денисовича». Когда-то он снимал кинокартины, но не доснял и первой – посадили. Цезарь еще молод. В нем намешано разных наций – не то грек, не то цыган, не то еврей. Он курит трубку, чтобы не просили докурить. Ему было жалко не табака, а «прерванной мысли».

Когда Цезарь встречает в лагере еще одного представителя интеллигенции, такого же чудака в очках, он буквально расцветает. Между ними завязывается разговор – про рецензию на премьеру Завадского, про свежую «Вечерку», про Эйзенштейна, про политическую идею, оправдание тирании. Цезарь смел в высказываниях, может обсуждать вслух «батьку усатого». В лагере Цезаря считают богатым – он получает посылки два раза в месяц. Но он не жаден, всегда даст закурить, расплатится за услугу, всегда угостит соседа продуктами из посылки. Шухов считает, что Цезарь ничего не понимает в жизни.

Использование заключенными в общении между собой фамилий и имен, а не номеров, является формой сохранения внутреннего ядра личности в условиях нивелирования и подавления индивидуальности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot