Одним из крупнейших направлений в искусстве является символизм. Он имеет французское происхождение, его становление приходится на 70-е – 80-е года XIX века. Расцвет символизма в России относится к началу прошлого столетия.
Радикальному влиянию этого направления подверглись многие виды искусства, которые поменяли свое содержание и форму, однако, наибольше влияние оказал символизм на литературу и живопись.
Особенности символизма
Для творчества символистов характерно присутствие некой мистической составляющей, загадочности, тайны.
Последователи этого направления превозносят главенство символов в искусстве. Произведения таких авторов полны недосказанности, намеков. Искусство стремится к постижению окружающего нас мира через интуицию, духовность, посредством символов. По мнению символистов, такой путь постижения окружающего нас мира – это единственно правильный способ отображения его истинной сущности. В основе формирования символизма – философия двух миров, сформировавшаяся в христианском Средневековье:
- видимый, материальный мир, в котором протекает бытие, не единственный и не лучший из существующих;
- духовный, идеальный, небесный мир – цель человеческого бытия и главный объект отображения в художественных произведениях. Но поскольку увидеть этот идеальный мир словами невозможно, поэт должен прибегать к символам, знакам, которые позволят в иносказательной форме обрисовать его. Соответственно, символ, знак становится главным художественным средством выразительности.
В мировой литературе само понятие символизма появляется в манифесте Ж. Мореаса, французского поэта. Напечатали манифест «Le Symbolisme» в газете «Фигаро» в 1886 году. Во всей полноте, ярко и красиво принципы символизма отображены в произведениях французских поэтов, включая творчество Лотреамона, Ш. Бодлера, А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме,
Символизм – это своеобразный протест против оскудения в поэзии, главной задачей которого выступает возврат силы, энергии литературе, придание ей свежести и звучания, масштабный пересмотр ценностей, аксиологических модусов.
Символизм в России
Для России начало XX века отмечено тем, что критическому анализу были подвержены традиции, культура, система взглядов и идеалов, которые на протяжении столетий направляли развитие российского общества и государства. Известные авторы, такие как Булгаков, Трубецкой, Бердяев и другие, обличают всю химеричность культуры. Не миновала критика и русский символизм.
Сами символисты определяли свое мировосприятие известной схемой: тезис – антитезис – синтез.
Смысл схемы следующий:
- мир прекрасен, значит, его нужно воспринимать как наивному реалисту – это тезис;
- мир ужасен и все ценности в нем ложные, следовательно, не нужно воспринимать этот мир – антитезис;
- мир прекрасен по-иному, все ценности в нем реальные, они являются символами – это синтез.
Такая диалектика привела к тому, что главной ценностью становилась пустота, небытие. Этот подход отражен в произведениях Блока, Белого, Бальмонта и других авторов.
Это время, когда два поколения русских поэтов оказались размежеваны временной чертой. Мандельштам призывает повернуться вновь к бытию. Он призывает любить существование вещи и своего бытия, больше самой вещи и самого себя, буквально гипнотизировать пространство и наделять его формами. В его произведениях автор подчеркивает необходимость наглухо закрыть все трещины, через которые проникает бездна небытия.
Особого внимания заслуживают произведения Гумилева. Он нашел более простой способ бороться с пустотой. Его художественное мироздание непрерывно, элементы этого мироздания постоянно взаимодействуют и создают новые реальности, новые миры. Особую роль Гумилев отводит огню. Эта стихия становится особым связующим звеном между мирами, между бытием и небытием. Она выступает и как средство создания новой реальности.
Фольклорные компоненты в русском символизме
В русском символизме широко используется сказочный компонент. Русский модернизм обращает свое внимание на славянскую мифологию, легенды и сказки. К сказкам обращаются не только русские авторы, но и немецкие. Сказочный компонент актуализируется в неомодернизме.
Стоит отметить, что акцент на сказочном компоненте облегчает усвоение сложного материала в школе. Как пример можно рассмотреть стихотворение «Снежинка». Его автор К. Бальмонт. В своем стихотворении автор нарисовал путь нисхождения снежинки. Это ни падение, ни простое кружение. Это путь, который снежинка проделывает во имя искупительной жертвы, во имя просветления земного мира.
В качестве особенностей символизма в русской литературе можно назвать следующие:
- под влиянием анархизма в художественных произведениях отражается эсхатологическое восприятие бытия, сомнения в существовании этого бытия, поскольку последнее хаотично и смертно;
- произведения пронизаны идеями жертвенной готовности на любое всесожжение и самосожжение;
- в ситуации утраты веры в прежние идеалы и ценности русские символисты обращаются к фольклорным произведениям, к народной культуре;
- поэты и писатели символизма чувствуют себя яркими индивидуальностями, сами литературные произведения становятся ярким воплощением индивидуально-авторского мировосприятия, миропонимания;
- для символистов характерно преобладания чувственного, эмоционального, иррационального над разумом, рациональным;
- мировосприятие писателей и поэтов и их произведения характеризуются идеализмом, высокой духовностью, пренебрежением ко всему материально-телесному.
Таким образом, символическая поэзия наполнена музыкальностью, особенностями мировосприятия, миропонимания, идеями жертвенности и надежды на новое возрождение. Сами произведения пронизаны многочисленными символами, знаками, которые придают поэзии многослойность, интертекстуальность, особую художественную выразительность.