Имажинизм – это литературное направление в поэзии Серебряного века, для которого характерно наличие эпатажных приемов, присутствие анархических мотивов, намеренное разрушение предметного значения слов, достигавшееся сопоставлением непохожих объектов, предметов, явлений.
Сергей Есенин и имажинисты
Весной 1918 года новое советское правительство переезжает из Петербурга в Москву. В своей автобиографии Есенин пишет: «Вместе с советской властью покинул Петроград».
В 1919 году возникла литературная группа имажинистов. Бывший футурист В. Г. Шершеневич написал «Декларацию» имажинистов. Он заимствовал у своих бывших соратников методы и способы утверждения новой эстетики – скандал, эпатаж, выкрик.
Однако при создании нового направления необходимо было заявить и об исчерпанности всех существовавших прежде. Сначала имажинисты «хоронят» футуризм: «футуризму и футурью – смерть». О других литературных направлениях было сказано столь же грубо и пренебрежительно. Не обошли они вниманием и «лысых символистов». Имажинисты о принципах нового искусства говорили лаконично и неопределенно и предлагали желающим самим разобраться в сути дела. По их мнению, образ и только он может быть «орудием» мастера искусства. «Образ – это броня строки» - считали имажинисты.
В период с 1919 по 1924 годы имажинисты проявляют активную деятельность:
- Издание журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном»;
- Открытие литературного кафе «Стойло Пегаса»;
- Лозунги на стенах Страстного монастыря («Господи, отелись!»;
- Переименование улиц.
Есенин, принимая участие в большинстве предприятий имажинистов, в главном с ними согласиться не мог. Являющиеся посредственными стихотворцами, имажинисты рассматривали образ как механический прием, стихотворение для них было «лирической конструкцией», и искусство они называли «каталогом образов», который не имеет отчетливого смысла и цели.
Подобный конфликт живого существа и цивилизации, природы, техники Есенин изображает наглядно, а не абстрактно, в живой сцене, а не в конструкции, с болью, сожалением об уходящем и восхищением красотой, а не механически.
Сергей Есенин был настоящим, прирожденным имажинистом, потому принципы имажинизма он понимал несколько иначе, нежели его соратники.
В своем трактате «Ключи Марии» Есенин рассуждает об избе нашего мышления, где образы словно бревна прилегают друг к другу и составляют основу будущего искусства.
Позже поэт в статье «Быть и искусство», написанной в 1920 году, отстаивает органичность, естественность создания образов, их сочетания и тесную связь с крестьянским бытом. Он говорит о том, что его соратники чересчур увлеклись зрительной фигуральностью словесной формы и считают, что образ и слова – это все, не признавая согласованности и порядка в сочетаниях этих образов и слов. Есенин считает, что в этом заключается их главная ошибка. По мнению поэта, у его «собратьев» нет чувства родины в широком понимании этого слова и потом у них все не согласованно, потому они любят диссонанс, впитанный с «удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния».
Со своими «собратьями» Сергей Есенин разошелся достаточно быстро. В 1924 году поэт официально объявил о своем выходе и группы. А в скором времени закончился и имажинизм.
Последние годы жизни
Дом и родство Сергей Есенин воспевал как норму жизни и сочинял трогательные послания матери, деду, сестре. Однако поэт до конца жизни не имел настоящей семьи и собственного дома. Есенин путешествовал по России, подолгу жил в московских квартирах своих друзей, летом приезжал в родное Константиново. Брак с З. Н. Райх быстро распался.
В 1922 году Есенин женился на Айседоре Дункан, однако и это не принесло ему счастья. Знаменитый поэт и знаменитая танцовщица не имели общего языка – Есенин не знал иностранных языков, а Дункан не говорила по-русски. В 1922 году супруги едут в путешествие по Америке и Европе. Поэтические вечера, на которых поэт с большим успехом читает стихи, перемежаются сценам ревности и скандалами с русскими эмигрантами.
Однако Дункан и Есенин не сразу попали в Америку. Пограничные чиновники опасались, что семья распропагандирует американцев и отказывались впустить их в страну. Разрешение было дано только по ходатайству американского президента. Однако в Новом Свете, который не особо интересовался поэзией, Сергей Есенин оказался лишь мужем Дункан.
Через полтора года поэт вернулся в Россию. В своих неоконченных очерках об Америке он восхищается «культурой машин», «железной и гранитной мощью», но иронизирует над узостью, примитивностью американских нравов. Особое впечатление на поэта произвел океанский пароход «Париж». Это чудо современной техники заставило Есенина по-другому посмотреть на быт полевой Руси, воспеваемый им. «С этого момента я разлюбил нищую Россию» - пишет Есенин. Он говорит, что с этого дня влюбился в коммунистическое строительство.
Однако стать певцом стальной Руси Есенин не успел. После возвращения из поездки он продолжает свою кочевую, богемную жизни известного поэта. Есенин расстается с Дункан и затем женится на внучке Л. Н. Толстого.
Осенью 1925 года Есенин заканчивает работу над начатой еще за границей поэмой «Черный человек». Страшным соблазнителем, который исковеркал жизнь лирического героя, светловолосого мальчика с голубыми глазами, оказался сам поэт.
23 декабря 1925 года Сергей Есенин едет в Ленинград. Цель возвращения в Петербург была неясна. Одной своей знакомой Есенин говорит, что приехал начать новую жизнь – работать, лечиться, издавать свой журнал. А В. Эрлиху, другому своему знакомому, Есенин дарит стихи, написанные кровью, и просит прочитать их позже. Стихи "До свиданья, друг мой, до свиданья" – последние строки, написанные поэтом.
Утром 28 декабря Есенина нашли в номере гостиницы «Англетер». Многие и в настоящее время не верят, что смерть Есенина была самоубийством.
Посмертная слава поэта превзошла прижизненную его известность. Ровно через на его могиле покончила с собой Галина Бениславская, влюбленная в него женщина. Самоубийство Бениславской было не единственным. В культурном обиходе появилось такое понятие как есенинщина.
Есенинщина – упадочные настроения у молодежи, которые достаточно часто сопровождались самоубийствами.