«Итальянские стихи» - это цикл стихотворений А. Блока, написанных под впечатлением от путешествия по Италии.
Поездка А. Блока в Италию
Поездка А. Блока в Италию дала отечественной литературе целый цикл необычайно красивых стихов. В них поэт увековечил равнины Италии, произведения архитектуры и живописи этой страны, ее жителей. Эстетика формы и эстетика содержания создали высокие произведения литературы. Италия для многих поэтов стала «землей обетованной». В Италии неоднократно происходили перемены, часто противоречивые, что отразилось на отношении творцов к этой стране.
Путешествие в Италию Александр Блок совершил в 1909 году. Поэт испытывал творческую тоску, и спасение видел в посещении Италии. Блок считал, что дух эпохи Возрождения способствует умиротворению и гармонии. Он хотел осмыслить вопрос о том, какую роль играет искусство в жизни человека, подумать о минутном и вечном, о России, революции, жизни и смерти.
Блок хотел посмотреть на Россию со стороны, разобраться в русской душе, понять, какое место в России предназначено ему. В путешествии по Италии Блок часто вспоминает о родине, думает о ней.
Символика «Итальянских стихов» А. Блока
В интерпретации Блока символика Италии не всегда красочна и позитивна:
- Неаполь для поэта полон античной грязью;
- Венецианские гондолы он сравнивает с гробами;
- В Генуе моряки ведут вековые разговоры;
- Во Флоренции - пыль и жара;
- Италия в целом – место, в котором «тихи гробы мертвецов».
Поэт в своей записной книжке в мае 1909 года пишет о том, как через флорентийскую площадь провезли труп и заперли ворота. Отсюда мотив смерти в «Итальянских стихах». Блок отмечает, что это обратная сторона Флоренции, и это ее правда. . В первом стихотворении, открывающим Флоренцию, Блок говорит о том, что сиюминутные реалии контрастируют с тенями людей, умерших давно. То есть город существует в двух временных плоскостях – в настоящем и прошлом. И поэту сложно разобрать, что на самом деле из этого живое, а что – прах. Перед Блоком предстает Италия, облик которой отличается от того, что было в древности. И этим обусловлено неоднозначное отношение поэта к ней.
Во Флоренции поэт уже был, когда ему было четыре года. Он снова приехал в этот город, чтобы пройтись по местам детского путешествия. Однако глазам поэта открывается другая картина. Блок совершенно не узнает город. Его детские воспоминания о городе и сама Флоренция оказываются совершенно разными, чуждыми друг другу. И с этим связан критический взгляд поэта на один из самых ярких итальянских городов.
Ирис как символ былого величия Флоренции
А. Блок летом 1909 года путешествовал по Италии, сокровищнице мировой культуры. Цикл «Итальянские стихи» по праву можно назвать лирическим дневником этого путешествия. Блок в художественной форме передает неповторимое впечатление от итальянских городов.
По сравнению с изображением других итальянских городов изображение Флоренции в цикле является самым противоречивым. Цикл «Флоренция» состоит из семи стихотворений. В этом цикле Блок создает образ современного ему города. По мнению поэта, Флоренция вероломно предала свое великое прошлое. В одном из очерков «Молнии искусства», над которыми Блок работал в 1909-1920-е годы, он пишет о Флоренции. Поэт говорит, что днем здесь скучно, пыльно. Однако под вечер на площади появляется народ. Блок называет Флоренцию городом гуляющих офицеров, дам, извозчиков, проституток, торговцев. Однако это все маски, которые скрывают что-то другое. Поэт задает себе вопросы, чьими масками являются голубые ирисы в Кашинах?
Образ ириса является символом прежнего величия Флоренции, его безупречного облика. А.Н. Бекетов, дед Блока, разводил в шахаматовском саду ирисы. Этим обусловлено трепетное отношение поэта к этим цветам. Ирис в стихотворениях о Флоренции становится основным символом. На гербе города изображен лев с ирисом (лилией).
Когда к поселению этрусков подошли римляне, они увидели, что город утопает в ирисах. Отсюда появилось название Флоренции (в переводе с латинского «цветущая»).
В христианской символике ирис схож по своему значению с лилией. Часто эти цвет заменяют друг друга, и до сих пор геральдисты спорят о том, не являлась ли геральдическая лилия ирисом.
Родственность этих символов подтверждается также тем, что Дева Мария изображается часто и с лилией, и с ирисом. В этом случае ирис изображается голубым и перенимает символику лилии.
Голубой цветок является символом Девы Марии, олицетворяет невинность, чистоту, непорочное зачатие. Кроме этого, ирис означает сострадание и скорбь Богоматери, знающей судьбу, предначертанную ее сыну. Поэтому, исходя из символики этого цветка, можно предположить, что Флоренция перед Блоком выступает в образе Девы Марии.
В западноевропейской традиции образ Девы Марии воспринимается как образ Прекрасной дамы. Любовь к божественному началу бесконечна и безнадежна, так как идеал недосягаем. Поэт ощущает присутствие идеала везде. Следует сказать, что во время путешествия Блока по Италии во Флоренции действительно цвели ирисы, поэтому здесь это является не только художественной деталью, но и флорентийской реалией. Поэт, словно рыцарь, томится по идеалу чистоты и женственности, о чем образно говорит в своих стихах.
Увлеченность Блока ирисом связана еще и с тем, что этот цветок он сопоставляет с душой писателя. Как ирис требует постоянного ухода, удобрения почвы, гниения и подземного брожения, так писатель живет лишь питаясь брожением среды.
В итальянских стихах цветочные образы и образ пыли раскрывают двойственную природу Флоренции. Этот город и сам является символом непостоянного и вечного бытия. А в многогранном цветочном образе А.Блок раскрывает единство души с Италией, отражает ее манящую прелесть.
Затем образ ириса меняется, он становится дымным. Этот образ можно, с одной стороны, трактовать тем, что Флоренция летом буквально задыхается от пыли и жары. Пыль оседает на лепестках цветов, витает в воздухе. Из-за пыли голубой цвет ириса превращается в дымчатый, приглушенный.