«Тихий Дон» - это роман-эпопея Михаила Шолохова, одно из самых значительных произведений отечественной литературы 20 века. Произведение рисует широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революции 1917 года, Гражданской войны.
Остаться человеком в нечеловеческих условиях – такова главная идея романа-эпопеи «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Утверждение простых ценностей, заключающихся в воспитании детей, в труде, в любви к своему ближнему и к своей родной земле автор осуществил при помощи ярких, несравненно жизненных образов. Воплощением семьи, дома, родной земли, верности и любви являются женские образы произведения:
- Аксинья Астахова
- Наталия Коршунова
- Евдокия (Дуняша) Мелехова
- Ильинична
- Дарья Мелехова.
Жизненность романа «Тихий Дон» обусловила его популярность и бессмертность. Эта черта относится и к созданию образов произведения. в романе Шолохова герои не делятся на положительных или отрицательных. Все персонажи изображены простыми людьми, способными на эмоции, чувства, ошибки.
Противоречивость образа Аксиньи
Самым ярким женским образом романа, на основе которого построена любовная сюжетная линия произведения, является Аксинья Астахова. Противоречивость образа этой женщины состоит в том, что общественность считает ее бессовестной, падшей женщиной, а для Григория она – любящая и преданная, готовая пойти ради него на любую жертву.
Аксинью выдали замуж еще совсем молодой. Но брак со Степаном не подарил ей ни любви, ни детей. Невероятная красота и смелый характер – отличительные черты Аксиньи. Гордая и упрямая, но во всем до конца честная, даже в своей безумной грешной любви. Григория Аксинья полюбила всем сердцем и навсегда. Это чувство не смогли в ней уничтожить ни побои Степана, ни людское осуждение, ни возвращение Григория в семью. Она не сумела уберечь от смерти собственного ребенка, но ее сердце настолько широко и отзывчиво, что после смерти Натальи Аксинья стала для детей Григория настоящей мамой.
Несмотря на ошибки, на неповиновение мужу, связь на стороне, несвойственные для традиционного образа русской женщины, образ Аксиньи утверждает силу истинной любви, которая не боится ничего. Она неоднократно ради своей любви бросала дом и вслед за Григорием шла под чужую крышу. Аксинья была готова пойти на любые жертвы, только бы быть рядом с любимым.
Образ Натальи как олицетворение любви и преданности
Образу Аксиньи в романе «Тихий Дон» противопоставляется образ Натальи Коршуновой. Женщин много объединяет: обе любят Григория и желают быть рядом с ним вопреки сопернице. Верность любимому человеку, преданность ему, абсолютная отдача чувству, несмотря на все его измены свойственны обеим женщинам. Однако невольно читатель проявляет к Наталье больше сочувствия. Наталья законная жена Григория. И хотя выходя замуж она прекрасно знала, что он не испытывает к ней чувств, она решилась на этот брак ради того, чтобы быть с ним рядом.
Образ Натальи является воплощением верной жены и любящей матери в произведении Шолохова.
Она верила, что подарив мужу заботу, любовь и детей, сумеет вытеснить соперницу из его сердца, но не смогла. И поэтому читатель жалеет Наталью. Несмотря на то, что девушки оказались в сходной ситуации, Аксинья проявляет характер борца, а Наталья только смиренно ждет своего счастья. Однако расстроившись из-за очередной измены мужа, Наталья, мать двоих детей, решилась на аборт, который стоил ей жизни.
Образ Дарьи Мелеховой
В образе Дарьи Мелеховой автор отражает проблему отчаявшейся, женщины потерявшей себя из-за жестокости Гражданской войны. Дарья, старшая сноха Мелеховых – всегда озорная и веселая, временами даже резкая. Казачий дух этой женщины не подчиняется никаким правилам. Дарья любила красиво нарядиться, погулять, выпить. Ее не интересовали ни домашняя работа, ни желание обзавестись детьми.
После смерти мужа женщина словно обезумела без мужского внимания и была готова отдаться первому встречному. Однако из-за войны на хуторе практически не осталось мужчин, и Дарья предлагает себя даже свекру. Такая шальная потребность в физической близости для Дарьи закончилась трагически – она заразилась сифилисом, который тогда был неизлечимым. Понимая близкую и постыдную смерть, Дарья решила сама уйти из жизни.
Образ Евдокии Мелеховой
Всем женским образам романа «Тихий Дон» присуща общая черта – они способны на все ради любви. Евдокия Мелехова не стала исключением. Сердце девушки было занято Михаилом Кошевым, но во время революции он принял сторону большевиков. От руки Михаила умирает старший брат Петро, а Григорию приходится от него скрываться и прятаться. Несмотря на эти факты, запрет матери и жесткость Кошевого, Дуне не может заглушить свою любовь. И Михаил Кошевой, виновник трагедий семьи Мелеховых, становится законным мужем Евдокии и хозяином дома.
Образ Ильиничны как воплощение хранительницы домашнего очага
Одним из самых глубоких женских образов произведения является образ Ильиничны, матери Григория, Дуни и Петра. Ее роль в развитии сюжета на первый взгляд незначительна, но именно в нем автор закладывает глубокий смысл понятия «мать». Роль Ильиничны состояла не только в том, чтобы хранить домашний очаг, но и в том, чтобы сохранять мир, покой и гармонию в семье. Она решает проблемы не только бытовые, ео и моральные, стараясь каждого уберечь от ошибки и от греха. Ильинична считает, что несет ответственность за мысли и поступки своих близких – ошибки Григория, боль Натальи, постыдное поведение Дарьи, досаду Пантелея, наивность и неопытность Евдокии. Таким образом, Ильинична является хранительницей чистоты души, совестью каждого члена семьи, и это для нее – святой долг.
Образ Ильиничны в романе Шолохова – это воплощение святости, материнской любви и заботы, воплощение семейных ценностей, уюта и гармонии.
Гордые и смелые, честнее, отчаянные в борьбе за свою семью, любовь и счастье – именно такими изобразил женщин Михаил Шолохов в своем бессмертном романе «Тихий Дон». Ради своей любви эти женщины готовы на все.