Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Женские образы и их роль в рассказах И. Бунина

Определение 1

Новелла — это малый повествовательный жанр, близкий к рассказу. Для новеллы характерны остросюжетность, отсутствие четкой авторской позиции и неожиданный финал.

Тема любви в произведениях И.А. Бунина

Значительная часть произведений И.А. Бунина посвящена теме любви. Писатель видел любовь повсюду, так как это понятие для него было очень широким. Любовь он видит в каком-то особо свете. Его рассказы – это философия. Но при этом Бунин отражает чувства, которые испытывал каждый. Поэтому с этой точки зрения любовь не является отвлеченным, особым понятием.

Писатель показывает отношения во всех проявлениях: это и заурядные влечения, и возвышенная страсть, и страсть низменная, «животная». Бунин в свойственной ему манере находит нужные слова, поэтично описывает даже низменные человеческие инстинкты. Писатель никогда не опускается до пошлости, считая ее недопустимой. Бунин как настоящий мастер слова всегда точно передает оттенки переживаний и чувств, показывает все стороны человеческой жизни. Ему чуждо ханжеское умалчивание каких-либо тем. Для Бунина любовь – это вполне реальное, земное, ощутимое чувство. Духовность невозможно отделить от физической природы человеческого влечения. И это для писателя не менее притягательно и прекрасно.

В произведениях писателя нередко предстает обнаженное женское тело. Но даже тут Бунин умеет найти такие выражения, чтобы представить женщину прекрасной, как богиня, не закрывая глаза на недостатки, но и не опускаясь до примитивного натурализма. Бунин при этом не склонен чересчур романтизировать обнаженную натуру. Именно образ женщины – это та сила, которая постоянно влечет писателя. Бунин создает целую галерею женских образов.

В ранних произведениях Бунин более или менее осязаемо обрисовывает женские характеры. Все эти образы только намечены: Оля Мещерская из «Легкого дыхания», Клаша Смирнова из рассказа «Клаша».

Замечание 1

Во всем разнообразии женские типы в произведениях Бунина появятся в 20-е годы («Дело корнета Елагина», «Митина любовь», «Ида»).

«Темные аллеи» - настоящая энциклопедия любви. Писателя влекут самые различные оттенки и моменты в отношениях между мужчиной и женщиной. Это возвышенные, поэтичные переживания («Натали», «Руся»), странные и противоречивые чувства («Муза»), заурядные эмоции и влечения («Начало», «Кума»), низменные проявления страсти («Гость», «Барышня Клара»). Но главным образом писателя привлекает истинная земная любовь. Такая любовь, считает писатель, это огромное счастье. Но это счастье мимолетно – вспыхнуло и исчезло. В «Темных аллеях» любовь всегда краткая, и чем она совершеннее и сильнее, тем скорее ей суждено оборваться.

«Женские образы и их роль в рассказах И. Бунина» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В «Темных аллеях» женщины играют главную роль, а мужчины, как правило, выступают в качестве фона, оттеняющего поступки и характеры героинь. Писатель делает упор на устремлении мужчины к женщине, на его желании постигнуть тайну и магию женского «естества».

В книге «Темные аллеи» проходит целая вереница женских типов:

  • «простые души», преданные любимому до конца жизни (Таня и Степа в одноименных рассказах);
  • Смелые, экстравагантные, изломанные «дочери века» («Антигона», «Муза»);
  • Рано созревшие девочки, не способные справиться с «природой» («Натали», «Зойка и Валерия»);
  • Женщины, обладающие необычайной душевной красотой, способные одарить счастьем возлюбленного и полюбившие на всю жизнь («Руся», «Натали»);
  • Проститутки («Барышня Клара», «Мадрид») и т.д.

Образ женщины-простолюдинки в рассказах И.А. Бунина

С образами крестьянок, женщин-простолюдинок читатель сталкивается в рассказах «Степа» и «Дубки». Писатель при создании этих образов сосредотачивает внимание на их чувствах, поведении, а внешность дается отдельными штрихами. Смуглые и темноволосые, они напоминают восточных женщин, но при этом отличаются от них. Образы привлекают своей непосредственностью, естественностью, импульсивностью. Так, Анфиса и Степа отдаются чувствам, не раздумывая. В новелле «Дубки» писатель не задерживается на описании внешности героини, но подробно описывает ее одежду. Крестьянка, одетая в шелковое платье – эта деталь несет определенную смысловую нагрузку. Женщина, которая большую часть своей жизни прожила с нелюбимым, встречает человека, который в ней пробуждает любовь.

Натали из одноименного рассказа, дочь обедневших дворян, она напоминает пушкинскую Татьяну. Натали воспитана вдали от столичного шума. она естественна и проста, так естественен и чист взгляд девушки на мир. Она без остатка отдается чувству любви.

Женщины – представительницы богемы в рассказах И.А. Бунина

Все женщины мечтают о счастье, и крестьянки, и представительницы богемы. Но каждая понимает счастье по-своему. В героине новеллы «Чистый понедельник» уживается два противоположных начла: прожигательницы жизни, светская львица и монахиня. Она учится на курсах, ходит в кабаки и театры, читает, слушает «Лунную сонату». С одинаковым удовольствием она посещает и театральные вечера, и Новодевичий монастырь. Но это не причуда избалованной женщины. Это попытки найти свое место в жизни. Именно поэтому писатель так подробно описывает действия героини. Таинственность героини рассказа имеет сюжетообразующее значение.

Еще одна представительницы богемы – героиня рассказа «Галя Ганская» Галя. Образ героини, как и в большинстве произведений писателя, дан глазами героя. А ее взросление, становление совпадает с эволюцией любви художника. Чтобы это показать, писатель несколько раз обращается к портрету героини. Галя напоминает набоковскую Лолиту. Но в Гале, в отличие от Лолиты, больше детского, чем женского. И на всем протяжении жизни в ней сохраняется эта детскость.

Образы самостоятельных, независимых женщин

Своеобразной вариацией представительниц богемы являются образы самостоятельных, эмансипированных женщин. Такими являются героини рассказов «Зойка и Валерия», «Пароход в Саратов», «Муза», «Генрих». Эти женщины красивы, сильны, удачливы, самостоятельны и в социальном плане, и в плане чувств. Они сами решают, когда начинать отношения и когда их заканчивать. Но при этом они не всегда счастливы. Из героинь этого типа счастлива только Муза Граф. Она общается с мужчинами на равных, да и сама подобна мужчине. Внешне это совершенно обычная, простая девушка. И тем сильнее впечатление от ее самостоятельности и независимости. Но если Муза счастлива, то Валерию из рассказа «Зойка и Валерия» таковой назвать сложно.

Неземная женская сущность, которая входит в контекст идеала женщины «серебряного века», Буниным рассматривается в экзистенциальном аспекте, что усиливает трагедийную нотку мотива любви.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot