Фабула – это содержание литературного произведения, события, изображаемые в нем.
Военные повести В. Быкова: общая характеристика
Военные повести В. Быкова отвечают всем требованиям этого жанра. Это произведения, небольшие по объему, охватывающие один-два дня, повествующие о будничных событиях. Повествование неторопливое, внимание уделяется деталям, на первый взгляд, несущественным. Героями военных повестей В. Быкова являются простые люди: малообразованные крестьяне, сельская интеллигенция, рабочие-путейцы, офицеры небольших чинов, рядовые солдаты. Действие произведений происходит в годы войны или реже, в рассказах сегодняшнего дня, которые переносят читателя в те, военные, годы и обстоятельства. Для военных повестей Быкова характерно то, что в них нет темы всенародного подвига, батальных сцен, победы как цели, ради которой сражаются герои. В его произведениях событий мало, и значение они имеют лишь для непосредственных участников.
В повестях персонажей немного, в центре внимания всегда два-три героя, составляющих «рамку» конфликта. Специфика конфликтов в повестях Быкова заключается в том, что они не выносятся в открытые противоречия, в активные действия участников, а помещены в глубины души героев, которые нередко не обнаруживают своих переживаний перед другими. Простые люди не привыкли выставлять свои чувства напоказ. Таким образом, получатся даже не конфликт, а взаимоотношения героев создают события и двигают сюжет. Обстоятельства и события, независимые от героев, приводят к развитию внутреннего конфликта в душе героев, а затем и к столкновению этих конфликтов. Именно конфликтов, а не людей, принципов, характеров, идеологий.
Нетипичным, специфическим для повестей Быкова является:
- очень подробное изучение причин поведения человека, его ценностей;
- эффект достоверности происходящего, обыденности, который усиливается за счет монотонности описаний;
- сконструированный, даже несколько принужденный сюжет, который организован с целью создания для героев критической ситуации, в которой им приходится сделать выбор – прислушаться к совести и поступить по нравственному закону и погибнуть, или же уступить страху, жажде жизни, но тогда погибнуть духовно.
Кажется, что для писателя война – в первую очередь художественный прием, который необходим для того, чтобы ближе, подробнее рассмотреть душевное состояние людей в почти неразрешимой ситуации, сложившейся ввиду неподвластных им обстоятельств. Именно это интересует Быкова в первую очередь.
Для Быкова является характерной и тема самопожертвования, мучений, смерти не ради высокой цели и не на виду, а ради сохранения в первую очередь духовной ценности героя.
Быков рассматривает «маленького человека» крупным планом и таким образом проникает в общечеловеческое нравственное бытие, поднимает вопросы о ценности жизни, о смысле человеческого существования, о значении смерти. Он поднимает вопрос о праве человека быть и сложным, и «простым», слабым, грубым, жестоким, неоднозначным – и подниматься к высотам собственного духа, когда нельзя поступить иначе.
Повесть «Обелиск»
В 1976 году за повесть «Обелиск» В. Быков стал лауреатом Государственной премии СССР. Это произведение интересно и сложно и по проблематике, и по содержанию, и по форме воплощения авторского замысла. На первый взгляд фабула повести довольно проста: журналист, имя которого остается неизвестным, приезжает в деревню Сельцо на похороны учителя Миклашевича. Здесь он знакомится с Ткачуком, бывшим инструктором районо. Ткачук на обратном пути рассказывает журналисту трагическую историю, которая произошла в деревне в годы войны, о поступке учителя Мороза, его подвиг.
Композиция повести нестандартна. Жанр военной повести предполагает линейность и последовательность изложения событий, введение персонажей в повествование по мере включения их в события. В повести «Обелиск» писатель использует не просто кольцевую структуру, а своеобразную пространственно-временную «матрешку»: действие произведения начинается и заканчивается в современности, пространство повести охватывает деревню Сельцо, ее окрестности, город, и постепенно сужаясь, уходит в прошлое по мере знакомства с главными персонажами. Именно биографии этих персонажей образуют объединяющий смысловой и сюжетный стержень произведения.
Первым персонажем, которого представляет писатель, является учитель Миклашевич. Он выводит второго персонажа – Ткачука, своего наставника. В свою очередь Ткачук углубляет эту преемственность до главного героя, учителя Мороза. Мороз в своей жизни и деятельности опирается на этику Л.Н. Толстого, и это окончательно укореняет эту «династию» персонажей в русской культуре подвижничества и просветительства.
Такое композиционное решение позволяет выполнить одну из ключевых задач автора: создание преемственности поколений, преемственности лучших традиций сельской интеллигенции, являющихся, по мнению рассказчика, совестью и духовной опорой народа. Очевидно, что композиция повести сконструирована, но несмотря на это, обстоятельства выглядят убедительно. В данном случае, достоверность возможного – композиционная основа, художественный прием, который характерен для притчи.
В роли рассказчика в произведении Быкова выступает не сам автор, а пенсионер-учитель Ткачук, четко сознающий свою главную миссию – донести правду о подвиге Мороза до тех, кто способен воспринять ее. Ткачук не просто рассказывает, а преподает уроки нравственности и утверждает справедливость. Он – сочувствующее, заинтересованное лицо, при этом – обычный человек, но узнаваемый, со своими мыслями, логикой изложения и оценкой событий.
По своей структуре, по признаку отсутствия психологических исследований, которые заменены здесь эмоциональностью рассказчика, повесть «Обелиск» отличается от других произведений В. Быкова. Но в этом произведении есть типичные быковские черты: измеримость конкретного времени событий, обозримость конкретного пространства, условность фона, кажущаяся незначительность событий при огромной нравственной ценности, духовная красота и максимализм героя в критический момент выбора между жизнью и смертью, тема «негромкого подвига» «простого» человека.