Поэма – это произведение лироэпического рода, которое содержит стройное повествование о событиях, положенных в основу его сюжета.
Жанровое своеобразие поэмы «Двенадцать»
Поэма А. Блока «Двенадцать» по своей художественной архитектонике очень сложна. Произведение характеризуется многоголосостью, полифоничностью, в поэме нет традиционного для этого жанра образа лирического героя и прямо выраженного авторского «Я». Сюжет, характерный для жанра поэмы, редуцирован, а его роль в формировании композиционного единства произведения понижена. В этом произведении единство композиции формируется другими художественными средствами:
- Переходом от ритмической несобранности и полифонии первых глав к ритмической стройности, «державности» последней главы;
- Рифмовкой образов-символов.
В связи с этим вопросы о жанре и композиции произведения приобретают особую сложность и значение. Жанровое своеобразие поэмы «Двенадцать» представляет значительную литературоведческую проблему.
Существует традиционный взгляд, который определяет произведение Блока «Двенадцать» как поэму, то есть как произведение, относящееся к лироэпическому роду литературы, в котором содержится повествование о последовательно развертывающихся событиях, положенных в основу сюжета.
В этом случае такие события объясняются лирическими средствами, они оказываются пропущенными через призму сознания лирического героя, внутренний мир которого, восприятие этих событий является также значимым предметом изображения в произведении, жанровая природа которого определяется его положением между эпосом и лирикой. Явлением эпического плана предстает сюжет, система персонажей, более или менее разветвленная, полифония. Полифония означает, что в произведении представлен не только голос лирического героя, но и других персонажей. Сюжет поэмы «Двенадцать» - движение патруля красноармейцев по ночным улицам Петрограда. Случайное убийство в уличной потасовке любовницы Петрухи, Катьки, а затем вызванные этим событием его переживания становятся кульминацией сюжета.
Однако если рассматривать поэму с точки зрения традиционного жанра, то можно заметить явные отступления от традиции. Внешний событийный ряд почти не имеет никакого развития, убийство Катьки выглядит абсолютно случайным, совершенно не мотивированным и практически не оказывает влияния на дальнейшее развитие событий – отряд красноармейцев продолжает дальше патрулировать свой город.
Образ лирического героя в поэме Блока не выражен явно, а его восприятие событий не формирует композиционный центр поэмы. Поэтому подобное отступление от жанровой традиции приводит к тому, что ряд исследователей трактуют произведение Блока не как поэму, которая построена на последовательном, связанном повествовании о событиях, а как ряд соединенных посредством монтажа отдельных эпизодов, то есть как поэтический цикл.
Примечательно, что для Блока именно цикл, а нес стихотворение, взятое отдельно, имел смыслопорождающее и смыслообразующее значение.
Единой, общей точки зрения на то, как соотносятся в жанровой системе лироэпики 20 века стихотворный цикл и жанр не сложилось. Понятно только то, что данные явления предстают как соотносимые по природе жанра и смежные.
Е. Эткинд, современный исследователь, предложил рассматривать произведение Блока как поэтический цикл. Он полагает, что двенадцать глав, составляющих поэму, до известной степени являются самостоятельными. А композиционное единство данного цикла образуется тематической и образной соотнесенностью глав, составляющих его.
Сам же поэт определяет жанр своего произведения как поэму. К основной характеристике по жанровому решению можно отнести разноречие, с помощью которого организован весь строй произведения:
- Повествования – речь рассказчика;
- Лирическое отступление – это речевая характеристика лирического героя произведения;
- Частушка, романс, диалог, солдатская песнь – это речь персонажей.
Для поэта было важно передать и равнозначность этих жанров. В поэме «Двенадцать» нет какой-либо очевидной иерархичности перечисленных жанров. Такая жанровая разнородность была необходима Блоку для того, чтобы передать то состояние неупорядоченности, стихийного состояния мироздания, предчувствие его полного революционного обновления.
«Частушка» и «киношка»
Через год поле смерти поэта О. Мандельштам написал следующее: «Поэма «Двенадцать» - монументальная драматическая частушка». Центр тяжести произведения – в композиционном расположении частей. Именно благодаря этому переходы от одного частушечного строя к другому обретают особую выразительность. Каждое колено поэмы – источник разряда новой драматической энергии. Однако сила поэмы Блока не только в ее композиции, но и в почерпнутом из фольклора материале.
Блок наряду с частушкой в своем произведении использует и другие жанры, которые тоже являются массовыми, практически фольклорными:
- Марш
- Городской романс
- Плясовую песню
- Молитву.
Но фундамент «Двенадцати» не ограничивается только словесными жанрами фольклора. Залихватские реплики персонажей, обрывки разговоров напоминают о святочных развлечениях простонародья, о народном театре, о балаганных завалах.
Быстрая смена эпизодов, изобразительная динамика аналогичны еще одному виду искусства – кино. Этот молодой вид искусства многими современниками Блока воспринимался как низкий, «площадный». К тому же, в ту эпоху кино еще было немым и черно-белым. Так же, как и в кино, короткие эпизоды поэмы перемежаются надписями- «титрами» («Вся власть Учредительному собранию!» или репликами персонажей. Большая часть соратников Блока с высокомерным презрением относились к «толпе» и к ее любимым формам и жанрам – к городскому романсу, кинематографу, частушке (Вяч. Иванов, В. Брюсов), либо, как К. Бальмонт, познав первый успех, активно использовали понравившиеся публике формы. Блок в своей поэме эти две крайности сумел соединить.