Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Жанровое своеобразие романа Т. Манна «Волшебная гора»

Замечание 1

Философский роман — это художественное произведение в романной форме, иллюстрирующее определенные философские концепции.

Эпическое начало романа «Волшебная гора»

Жанровые рамки романа 20 века чрезвычайно размыты, поэтому определить жанр произведения иногда не просто. Такое масштабное произведение, как роман Томаса Манна «Волшебная гора», дает множество возможностей жанровой интерпретации, и ни одна из них не является исчерпывающей.

Жанровую природу романа «Волшебная гора» следует рассматривать, исходя из тематических, композиционных и языковых особенностей. Над созданием своего романа писатель работал на протяжении многих лет. Произведение вышло в свет в 1924 году. В нем Т. Манн достигает подлинной оригинальности и зрелости.

«Волшебная гора» - это первый роман писателя, в котором он не продолжает традиции 19 века, а создает роман новейшего времени. Произведение не воспринимается в рамках одного жанра, ломает этот жанр, прокладывает новые пути развития. Роман «Волшебная гора» - это важный этап в творчестве Т. Манна и вообще в развитии немецкой литературы. Это произведение – возрождение романа воспитания. Воспитательный роман в позднебуржуазной литературе превращается в роман примирения и разочарования(у Германа Гессе, например). Т. Манн, начиная с «Признаний авантюриста Феликса Круля», имел в виду главным образом пародию на роман воспитания, а в «Волшебной горе» он предпочитает использовать роман воспитания в его первоначальной форме с целью анализа и преодоления прошлого. «Волшебная гора» - это роман не только о воспитании, но и о спасении. Это оригинальное произведение, которое впитало в себя богатые традиции не только немецкой, но и других литератур. Особое место среди них занимает скандинавский и русский роман.

«Жанровое своеобразие романа Т. Манна «Волшебная гора»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Исследователи неоднократно обращались к вопросу о жанровых особенностях «Волшебной горы». Жанровая судьба этого произведения с самого начала складывалась неоднозначно. Т. Манн неоднократно подчеркивал, что собирался писать скорее повесть, большой рассказ, а не роман. Замысел своего произведения он связывал с новеллой «Смерть в Венеции», написанной в 1912 году.

Замечание 2

Т. Манн описывает процесс создания «Волшебной горы» в статье «The Making of the Magic Mountain», и подчеркивает, что это произведение задумывалось как юмористический спутник новеллы «Смерть в Венеции» и должен был быть такого же объема.

В предисловии к роману С. Апт подчеркивает, что мысли писателя были связаны со смертью Ашенбаха, и он собирался написать дополнение к этой трагедии, повесть, в которой смерть предстала бы комической фигурой. Но идея развенчания смерти, духовного застоя, распада не могла уложиться в скромные рамки повести. С годами замысел разрастался, из-под пера автора выходило грандиозное эпическое произведение. И именно эпическое начало в романе Т. Манна является определяющим. Здесь не действительность становится фоном для изображения частной жизни, наоборот, на фоне судьбы героя разворачивается немецкий эпос, в то же время выходя ща рамки немецкого. Местом действия произведения Манн выбирает Давос, где представлены люди разных национальностей. В романе соблюдена и эпическая дистанция. М. Бахтин в работе «Эпос и роман» выделяет следующие черты эпопеи:

  • Предмет эпопеи – Национальное эпическое прошлое;
  • Источник эпопеи – национальное предание;
  • Эпический мир отделен от времени автора абсолютной эпической дистанцией.

В начале 20-х годов опыт Первой мировой войны не отошел еще в далекое прошлое, но Т. Манн имел ясное представление о ее предпосылках, последствиях. Предшествовавшее трагедии время для писателя отошло в «эпическое прошлое» и было проанализировано и осмыслено. В романе при этом просматривается часть первоначального замысла. Зачастую смерть предстает «демократом», «комической фигурой». В санатории даже безнадежно больные заняты сплетнями и флиртом, трупы спускаются с горы на бобслеях, что вызвало улыбку у Ганса Касторпа, который приехал навестить двоюродного брата и в результате прожил в санатории больше семи лет.

«Волшебная гора» как интеллектуальный и философский роман

В 1914 году работа над романом была прервана из-за начавшейся войны. Т. Манн приступил к большому публицистическому труду «Размышления аполитичного», в котором прямо выражал свое отношение к войне, к немцам, к Германии, к демократии, к бюргерству. Эта работа вызвала оживленную полемику.

Работу над романом писатель возобновил в 1919 году.

Замечание 3

«Волшебная гора» - это «интеллектуальный роман». Впервые термин «интеллектуальный роман» был предложен самим Т. Манном.

В статье «Об учении Шпенглера» Манн отмечал, что мировой и исторический перелом особенно сильно обострил потребность постижения эпохи, и это отразилось в художественном творчестве. Это процесс, по словам Манна, стирает границы между искусством и наукой, создает новый тип книги – «интеллектуальный роман». К «интеллектуальным романам» писатель относит работы Ф. Ницше. Т. Манн не только переосмысляет и продолжает идеи Шопенгауэра и Ницше, он создает свою собственную философию, которая находит отражение и в его творчестве. Именно философичность прозы, начиная с «Волшебной горы», позволяет говорить о Томасе Манне как о создателе «интеллектуального романа». Одна из особенностей «Волшебной горы» - его неисчерпанность, открытость. Роман – это лишь часть целого – всех текстов писателя, которые складываются в единый текст. Сам Т. Манн себя причисляет к тем писателям, чьи отдельные труды не обладают завершенностью и являются частями целого. И это целое – труд жизни автора.

Музыкальность и автобиографичность романа «Волшебная гора»

Соединить воедино все тексты писателю помогает техника лейтмотива, которую он заимствует из музыки Р. Вагнера, одного из своих любимых композиторов. Именно музыкальность во многом определяет жанровое своеобразие «Волшебной горы».

Наличие биографического элемента – еще одна жанровая особенность романа Т. Манна. Об автобиографичности своего произведения говорит сам писатель. В докладе, который он читал в 1939 году в Принстонском университете, писатель Т. Манн вспоминает свой визит в санаторий в Давосе летом 1912 года, когда он навещал жену, проходившую курс лечения. Т. Манн подчеркивает, что все эмоции и впечатления, описанные в главе «Приезд», совпадают с его личными впечатлениями.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot