Блатная песня — это песенный жанр, воспевающий тяжёлый быт и нравы уголовной среды.
«Блатной» фольклор В. Высоцкого
В.С. Высоцкий является одним из наиболее ярких представителей авторской песни, который оказал значительное влияние на развитие этого жанра, в одном лице объединяющего поэта, певца, композитора и музыканта. Жанр авторской песни появился в 1937 году в качестве альтернативе массовой песне. Свое развитие этот жанр получил в конце 1940-х годов. Всего В. С. Высоцкий написал около 450 авторских песен. Многие его произведения записаны на грампластинки, звучали в спектаклях и кинофильмах, по телевидению и радио. Темы произведений Высоцкого разнообразны и всеохватны. Каждая песня – это маленький спектакль, который произносится одним героем.
Поэт о себе заявил в начале 1960-х годов песнями на уличные, уголовные, «блатные» темы. Во многом подобная тематика была ему подсказана общей атмосферой послевоенных лет. Отличное знание мира «улицы», его языка, нравов, обостренное чувство справедливости позволяли Высоцкому ощущать блатную песню как равноправную часть национальной культуры, а не как «маргинальный жанр».
Блатной фольклор – особая тема. Этот неоднородный и пестрый пласт русской культуры пока мало изучен. А увлечение этим жанром являлось своеобразным признаком свободомыслия. Голос В. Высоцкого в полную силу звучал в годы безгласности и застоя, и миллионы людей всей душой откликались ему.
Высоцкий в своем творчестве отражает различные моменты жизни представителей общественного «дна» - воров, алкоголиков, уголовников, мошенников.
Позднее он чуть стыдился дворовых, блатных песен, и утверждал, что писал их для себя и друзей. Но именно эти песни принесли ему первую популярность, и именно в них сложились принципиальные черты поэтической манеры Высоцкого.
Особенности поэтического языка В. Высоцкого
Свой путь к аудитории В. Высоцкий проложил вне привычных литературных канонов. Художественная интуиция поэта опиралась на незримые, живые тенденции народной жизни.
Особенностям поэтической речи В. Высоцкого являются:
- Работа над созданием аудитории;
- Свобода поэтической фантазии;
- Голос яростной силы.
На протяжении всей своей жизни Высоцкий работал над поэтическим словом на свой лад и манер. Таганское актерское братство стало той средой, которая стимулировала и даже отчасти формировала поэтику Высоцкого в начале его творческой деятельности. Высоцкий писал песни для спектаклей и, как исполнитель, осваивал эстетику того времени. Однако в этой атмосфере интеллектуально-театрального таганского сообщества скрывалась своя опасность, и довольно скоро возник застой. Поэт любил театр, уважал поэтов, писавших для театра и актеров, но сознательно или нет, он остался независимым от этих привязанностей.
Песни В. Высоцкого напрямую обращены к совести современников. Его стих часто пронизывает сознание, шокирует, вызывает оцепенение. В. Высоцкий не боится полемики с оппонентами. Одна из особенностей поэтики Высоцкого – доверие к людям и прямодушие. Вспоминая о том, как появилось желание сочинять, поэт рассказывает о своих друзьях на Большом Каретном – именно для них он пел свои первые песни. Он обращался к тем, кому доверял, кто в его песнях не услышит ничего подозрительного, плохого. Круг этих людей рос и расширялся.
В своих песнях Высоцкий всегда обращался ко множеству людей, слышал и видел их отклик. Он не желал мириться с официальным непризнанием и вступил в открытую борьбу «с организациями, инстанциями и лицами».
Свою манеру исполнения Высоцкий объяснял актерской профессией, отмечая, что ему удобно петь от чужого лица, удобно играть роль и т.д. В его произведениях выступил не один человек, а множество разных людей. И у каждого своя биография, своя манера общения, свой способ оценки окружающего, свой способ приспосабливаться к нему и т.д. У Высоцкого есть произведения, напоминающие роли из никем еще не написанных пьес. Поэт примеряет на себя судьбы, характеры других людей – серьезных и смешных, бесшабашных и практичных, выдуманных и реальных. Высоцкий влезает в их проблемы и заботы, жизненные принципы и профессии, демонстрирует их манеру говорить и способ мыслить. Поэт импровизирует, преувеличивает, разоблачает, дразнит, поддерживает, одобряет. И делает это настолько убедительно и талантливо, что читатели и слушатели его даже путают с изображенными персонажами. Но за всеми ролями-масками скрывается сходный психологический тип – сильная личность, испытываемая на излом в предельной, экстремальной ситуации, нередко на границе между жизнью и смертью.
Жанровое своеобразие произведений В. Высоцкого
По мнению Д. Самойлова, истоки такого творчества уходят в жанр городского романса, отличительными чертами которого являются:
- «Чувствительная» природа жанра;
- Лирическая откровенность»
- Исповедальность и т.д.
Социальные исповеди монологов В. Высоцкого не столько возродили этот жанр, сколько его «взорвали» изнутри особой содержательностью.
Издавна в эстетике бытуют такие понятия, как «площадное», «уличное», «неофициальное». Но В. Высоцкий наполнил эти понятия реальным содержанием, так как в своих произведениях говорил о жизни масс и был выразителем их разноголосицы. Поэт, вводя неофициальную народную речь в поэтический язык, не занимается стилизацией, а обнародует массовый, природный уклад мышления, который себя проявляет в свободном слове.
Средства сниженного разговорного регистра Высоцкий использует наряду с канцеляризмами в песнях-стихах, которые обозначены как жанры официального общения (например, «Очевидное - невероятное», «История болезни», «Милицейский протокол» и т.д.
Средства неофициальной речи поэт использует и в жанрах высокой литературы – серенаде, балладе (например, «Баллада о бане», «Серенада Соловья-разбойника», Охота на волков»).
Сниженная речь используется поэтом и в фольклорных жанрах («Свадебная», «Частушки»).
Отражение в произведениях Высоцкого многообразной профессиональной тематики одновременно служило росту его популярности и являлось поводом к критике.
В песнях-стихах В. Высоцкого отражается многообразие национального языка. Произведения поэта понятным всем, и это обусловило одну из причин его всенародной популярности.