«Плач Ярославны» - это составная часть «Слова о полку Игореве», в которой Ярославна, жена князя Игоря, скорбит о муже, попавшем в плен, и павших русских воинах.
Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»
Ярославна на многие века стала идеалом для русских женщин. Ее вера, преданность, искренность стали примером, а ее образ в «Слове о полку Игореве» является самым поэтичным в русской литературе.
«Слово о полку Игореве» как памятник русской литературы полно загадок. И одной из таких загадок является имя героини. В самом тексте его нет. Читатель ассоциирует слово Ярославна с именем, но это отчество. Автор настолько проникновенно пишет о героине, что имя и отчество сливаются в читательском восприятии. Эти выводы исследователей подтверждаются историческими фактами. Князь новгород-северский Игорь Святославович был женат на дочери Князя галицкого – Ярослава Владимировича (он известен еще как Осмомысл).
В некоторых исследовательских источниках предполагается, что героиню звали Ефросиньей, но точных доказательств этой находки нет. Ученые строят свои выводы на именах сыновей – детей Ефросинии. В «Слове о полку Игореве» отсутствует и точное указание на возраст героини. Ученые по строчкам текста предполагают, что она молода («кличет молодая», «голос молодой»). Ярославна красива. Образ героини покорил художников, а портрет Ярославны стал одним из самых популярных в изобразительном искусстве. Мастера кисти стремились передать детали женской привлекательности, скрытые в тексте.
Плач Ярославны
Ярославна просит помощи у сил природы. Она смиренно и покорно стоит на ветру, напоминая птицу, желающую взлететь. Но ее крылья подрезаны – Ярославну лишили самого ценного. Героиня представляет себе полет, но взлететь не может. Автор описывает горе женщины во всем – в позе, облике, в словах.
Плач Ярославны – это ее признание в любви и верности к мужу, отцу ее детей.
Автор удивительным образом передает уважение русской женщины к природе. Она искренне верит, что силы природы ей помогут, что слово ее будет услышано. В плаче Ярославны воедино слились скорбь матерей и слезы вдов. Она стала прообразом для многих женских персонажей в русской литературе. Искренние, открытые, романтичны, женские образы будут напоминать Ярославну, хоть их и разделяют столетия. А сильная натура любящей, преданной русской женщина является одним из главных героев исторической повести.
Ярославна – символ Руси
Ярославна в «Слове о полку Игореве» олицетворяет всех русских женщин и саму Русь. Название великой страны и собственное имя становятся синонимами. Ряд литературоведов при проведении анализа текста находят намек автора на это. Слово плач в тексте повести связано не только с Ярославной. Плачет и мать Ростислава, и вдовы погибших воинов. Плачет и сама Мать-земля, оплакивает молодых сыновей, которые из-за неопытности князей покинули мир живых. Автор «Слова о полку Игореве» создает речь женщины, наполняя ее эпическими образами, чем ставит исследователей в тупик.
В повести христианская преданность соединяется с поклонением язычников. Героиня молится, кричит и заклинает. Ее плач настолько реален, что у читателя возникает искреннее желание ей помочь. Ярославна плачет за всю свою Русь. Она разделяет чувства женщин и помогает обрести им веру, дарит надежду на будущее. И этим можно объяснить актуальность «Слова о полку Игореве» в последующие столетия.
Биография Ярославны
Ефросинья Ярославна – дочь князя Галицкого Ярослава Осмомысла, жена новгород-северского князя Игоря, один из главных персонажей повести «Слово о полку Игореве». «Плач Ярославны» - один из наиболее поэтических фрагментов произведения.
Ярославна – символ любящей, верной жены
Точные годы жизни Ярославны не установлены. В летописях ее имя не упоминается, а в «Родословнике» Екатерины II жена князя Игоря Святославича названа Ефросиньей.
А. В. Соловьев считает, что имя Ефросинья восходит к «Любецкому синодику». Исследователь «Любецкого синодика» Р.В. Зотов так же считает, что жену князя Игоря звали Ефросинья, хоть и сомневался в идентификации князя Феодосия с Игорем Святославичем, упоминающегося там.
По мнению С.В. Алексеева, христианское имя Игоря – Георгий, а имя Феодосий – христианское имя Всеволода, младшего брата князя Игоря. Но данные Введенского синодика свидетельствуют о том, что Феодосий – монашеское имя черниговского князя, и есть большая вероятность, что речь идет именно об Игоре Святославиче, так как среди черниговских князей другого кандидата на роль монаха Феодосия нет.
По предположению О.В. Творогова, Ярославне по ошибке было приписано иноческое имя Ольги Юрьевны, ее матери. Но в литературе за княгиней закрепилось имя Ефросинья.
Ефросинья был дочерью Ярослава Осмомысла и суздальской княжны, дочери Юрия Долгорукого Ольги Юрьевны.
Исследователи считают, около 1169 года Ефросинью выдали замуж за князя Игоря Святославича. Ряд источников указывает, что Ярославна была второй женой князя, а брак был совершен в 1184 году. Эта дата впервые была приведена в «Родословнике» Екатерины II.
Исследователи считают, что возникновение этой даты стало результатом неточного прочтения «Истории Российской» В.Н. Татищева. А.В. Соловьев доказал, что именно Ярославна была матерью всех детей князя Игоря. А так как старший сын Игоря Святославича и Ярославны родился в 1171 году, то брак не мог быть заключен в 1184 году. У князя Игоря и княгини Ярославны было шесть детей – дочь и пять сыновей:
- Владимир Игоревич;
- Олег Игоревич;
- Святослав Игоревич;
- Роман Игоревич;
- Ростислав Игоревич.
Жена князя Игоря известна благодаря «Плачу Ярославны», который начинает третью часть повести «Слово о полку Игореве». Исследователи «Слова о полку Игореве» придерживаются мнения, что «Плач Ярославны» оказал большое влияние на русскую культуру. Ярославна – символ верной жены, которая благодаря силе своей любви сумела сохранить мужа на поле сражения.
Образ Ярославны использовали в своих произведениях многие поэты. В Новгороде-Северском княгине поставлен памятник.