«Цех поэтов»
Знаменитый поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик Николай Степанович Гумилев внес необычайно большой вклад в развитие русской литературы.
Он является создателем «Цеха поэтов», а также нового направления в литературе конца 19-ого начала 20-ого века – акмеизма.
Первый «Цех поэтов» был основан Н. Гумилевым в 1911 году и работал он вплоть до 1914 года. Первое заседания сообщества состоялось в конце октября 1911 года. Н. Гумилев пригласил на него многих известных поэтов того времени: Ахматову, Мандельштама, Зенкевича, Нарбута, Кузьмину-Караваеву, Лозинского, Василия Гиппиус, Марию Моравскую, Веру Гедройц, Кузмина, Алексея Толстого, Виктора Третьякова, Владимира Маяковского и других.
Название соответствовало ремесленным объедениям средневековой Европы. Подразумевалось, что члены общества относились к своей поэтической деятельности как к ремесленному делу. Во главе этого цеха находился синдик или главный мастер, собственно им являлся сам Николай Гумилев. В цехе так же были и другие мастера, подмастере и ученики. Все участники процесса занимались тем, что совершенствами свои навыки в поэтическом мастерстве.
По мнению Н. Гумилева в стихосложении есть определенные принципы и законы, узнав их практически каждый может научиться писать стихи.
«Цех поэтов» публиковал произведения и сборники участников общества.
Изначально члены общества не относили себя к какому-то определенному литературному направлению, но в 1912 году Н. Гумилёв обозначил появление нового течения под названием «Акмеизм», он заявил, что все члены «Цеха поэтов» являются предстателями этого направления. В 1914 году объедение распалось. Но в 1920 году Н. Гумилев создал новый «Цех поэтов», главным мастером которого опять стал он сам, мастерами были Г. Иванов и Адамович, подмастерьем стал Оцуп, учениками были Сергей Нельдихен, Константин Вагинов, Ирина Одоевцева, Всеволод Рождественский. В последствии они стали знаменитыми русскими поэтами. Занятия посещали также сестры Наппельбаум, Николай Чуковский, Петр Волков, Валентин Миллер, Наталья Сурина.
Новые стихи участников общества разбирались строка за строкой, темы стихотворений так же были абсолютно разными.
Н. Гумилёв старался, чтобы стихотворные сборники поэтов выходили в свет. Он договорился с издательством «Мысль» о выпуске трех сборников своих учеников.
Новое литературное течение - акмеизм
На одном из заседаний «Цеха поэтов» было объявлено о появлении нового литературного течения акмеизм. Само слово «акмеизм» в переводе с греческого означало «цветение или цветущий».
По мнению Н. Гумилёва литературе было необходимо новое направление. Так на смену переживающему кризис символизму пришло направление, которое вело поэтов к новым поэтическим вершинам.
Основными чертами этого направления считают:
- главенствование материальности
- предметность тематик и лирических образов
- точность слова, культ конкретности
Особенность этого литерного направления включают в себя:
- Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления;
- Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы;
- Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений;
Для произведений акмеистов характерно развитие темы отношений прошлого, настоящего и будущего России. Их интересуют бесконфликтные эпохи, которые были похожи на идиллию человеческого общества. Любовная тема развивается в любовную игру, жеманную и лёгкую. В поэзии акмеистов часто встречаются жанры пасторали, идиллии, мадригала.
Переводы
Помимо всего прочего Н. С. Гумилёв был и талантливым переводчиком. Он работал в сотрудничестве с М. Горьким в издательстве «Всемирная литература». Благодаря Н. Гумилёву русский читатель смог познакомиться с произведениями таких известных зарубежных писателей и поэтов как Теофиль Готье («На берегу моря», «Искусство», «Рандолла» и др.), Джакомо Леопарди («К весне, или о древних сказаниях», «К Сильвии»), Шарль Бодлер («Привиденье», «Мученица», «Авель и Каин», «Смерть любовников»), Оскар Уайльд «Мильтону», «Могила Шелли», «Федра», «Феникс»), Уильям Шекспир («Сонет17», «Фальстаф»), Жозе-Мария де Эредиа («Бегство кентавров», «Немея», «Конкистадоры»), Луи Буйе («Как ненавижу я плаксивого поэта…»), Генрих Гейне («Два гренадера», «Бимини Вицли-Пуцли», «Атта Троль»), Роберт Саути («Предостережение хирурга»), Артюр Рембо («Гласные»).
Н. Гумилёв так же является автором статьи “О стихотворных переводах». В ней он излагает ряд правил, которые необходимо придерживаться при переводе стихов. В ней он выделяет девять принципов переводчика, которые помогут сохранить дух оригинального произведения.
Собственный литературный вклад
Главными книгами Н. С. Гумилева являются:
- «Жемчуга» (1910) - о путешественниках, авантюристах, которые жаждут приключений
- «Чужое небо (1912)
- «Колчан» (1915) – книга с призывами к победе и решительности в боях
- «Костер» (1918) – серьезный и напряженный сборник
- «Шатер» (1921) – написан под влиянием впечатлений от путешествий в Африку
- «Огненный столп» (1921) – книга является вершиной творчества поэта
- «Гондла», пьеса в стихах из истории Исландии,
- «Мик», абиссинская сказка.
Произведения Н. Гумилёва далеки от привычной русской поэзии. Чаще всего в них поэт затрагивает экзотические темы, использует яркие, фантастические описания.
Последним ярким произведением Н. Гумилёва было «Звездный ужас», повествующее о том, как первобытный человек впервые набрался смелости и посмотрел в глубокое звездное небо.
Н. Гумилев оставил после себя немало последователей, например, Н. Н. Туроверов, С. Н. Марков и многих других.
Критики по-разному относились к поэтическому творчеству Н. Гумилева, одни восторгались его талантом, другие же считали его полной бездарностью, кто-то считал его поэзию странной и необычной. Так или иначе, Н. С. Гумилёв глобальным образом повлиял на литературную ситуацию Серебряного века, оставив после себя огромное количество уникальных произведений и талантливых последователей.