Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Комедия Плавта «Хвастливый воин»: художественные особенности и своеобразие

Определение 1

Контаминация – это комбинация эпизодов нескольких произведений.

Римская культура во 2 в. до н. э.

Комедия «Хвастливый воин» является одним из главных произведений Плавта. Время создания этого произведения определяется замечанием о каком-то поэте, сидящем, подперев голову рукой. При этом поэте находится караул из двух человек. Считается, что это указание на поэта Невия, которого посадили в тюрьму за яростные выпады против консервативных групп патриарцата. Возможно, эти строки были написаны около 205 г. до н.э. Нравы и устои римского общества, существовавшие тогда, были отражены в литературе той эпохи (Теренций, Плавт, Гней Невий, Квинт Энний, Ливий Андроник и т.д.).

К началу 3 века до н.э. Рим был типичным античным полисом, государством-городом. Во второй половине 3 века римляне подчинили среднюю часть Италии, затем остров Сицилию и территорию Южной Италии. Экспансия Рима обогащала привилегированную часть общества. Влияние сословия всадников – денежно-ростовщических групп – усилилось. Существенно обогатилась и верхушка непривилегированных слоев – плебса, который добился права занимать высшие государственные должности. Вместе с патрициями плебсы образовали нобилитет – римскую знать.

Войны доставляли Риму рабов. Постепенно рабский труд вытеснил труд крестьян и ремесленников.

Благодаря завоеванию Великой Греции римляне получили возможность соприкоснуться с высокой греческой культурой. Торговая и военная экспансия в районах Средиземного моря столкнула Рим с Карфагеном, торговой аристократической республикой на севере Африки. Карфаген был господином Средиземного моря. Первая Пуническая война дала римлянам Сицилию, затем они заняли Корсику, Сардинию, часть Иллирии. После второй Пунической войны римляне получили Испанию и карфагенский флот. Третья Пуническая война закончилась сожжением Карфагена. К Риму были присоединены Греция и Македония. К середине 2 века Рим стал владыкой Средиземного моря.

Важным социальны результатом этих завоеваний и появления интеллигенции, связанного с этим, стала эллинизация Рима, которая коренным образом преобразила духовную жизнь страны. Вместо прежних идеалов труда, бережливости, зашиты родины, жизни в пределах городской общины стало развиваться стремление к утонченной культуре, роскоши, к легко добываемым богатствам.

«Комедия Плавта «Хвастливый воин»: художественные особенности и своеобразие» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Образ главного героя комедии «Хвастливый воин»

Главным героем комедии Плавта является военачальник Пиргополиник. Это бахвал, который хвастается своими подвигами в боях и победами над женскими сердцами. Однако на самом деле Пирпоглиник труслив на поле брани, ненавистен к женщинам.

Герой состоит на службе у царя Селевка. Римские зрители в образе главного героя видели сатиру на римских военачальников, которые не блистали подвигами во время Пунических войн, но в мирной обстановке постоянно хвастались своими победами. Даже имя своему герою Плавт дал в насмешку: в переводе на русский язык Пирпоглиник звучит как «победитель городов и башен». Зрителю сразу становится понятно, что такое имя не соответствует сущности героя.

Хвастовство главного героя поддерживает Артотрог, его парасит. Он утверждает, что помнит, как Пирпоглиник дыханием сдунул легионы, одним ударом перебил слону «руку», за раз убил «пятьсот одним ударом».

Пирпоглиник постоянно попадает в нелепые ситуации. Он удивляет своей бездарностью и тупостью. Вновь и вновь он становится объектом манипулирования со стороны окружающих.

Отличительными чертами Пирпоглиника являются:

  • самовлюбленность,
  • беспечность,
  • тщеславие,
  • ограниченность,
  • малодушие,
  • развратность,
  • подлость,
  • беспринципность,
  • резонерство.

Образ главного героя Плавт усиливает с помощью сравнения с другими героями, внося яркие краски гиперболой и вульгаризмами.

Сюжет комедии

Обманом Пирпоглиник увез в Эфес афинскую девушку Филомаксию и сделал ее своей любовницей. Девушка любила Плевсикла, но в то время, когда Пиргополиник насильно забрал ее на свой корабль, его не было. Палестрион, раю Плевсикла, поехал к своему хозяину, чтобы сообщить о похищении девушки, но попал в плен. Затем один из разбойников подарил Палестриона Пирпоглинику. Тот привел его в свой дом, где раб встретил Филомаксию. Девушка пожаловалась Палестриону на свою судьбу.

Рабу все же удалось сообщить хозяину о том, что его любимая девушка оказалась в беде. Плевсикл тайно приехал в Эфес и поселился по соседству с Пирпоглиником. Палестрион пробил стену в комнате Филомаксии и устроил тайный ход. Так влюбленные получили возможность встречаться. Охранник Филомаксии раб Скеледр заметил, что она встречается с юношей, но его убедили в том, что это сестра Филомаксии Дикея.

Периплектомен, в доме которого поселился Плевсикл, изображен Плавтом как положительный герой. Он добр, умен, энергичен, обходителен, всегда готов прийти на помощь. Он готов жениться, несмотря на свой преклонный возраст, и ищет хорошую жену, не мотовку и не сварливую.

Хитрый раб Палестрион помогает Плевсиклу устроить свою судьбу и проучивает хвастуна Пирпоглиника.

Художественные особенности комедии

Композиция поэмы не отличается стройностью. Например, мотив с потайным ходом и изображением перебегания героини из одного дома в другой никак не помогает развитию сюжета и даже кажется лишним – если Филомаксия благодаря потайному ходу имела возможность тайно встречаться с Плевскиклом, то она могла и бежать с ним, соответственно, интрига с подставной женой Периплектомена не была нужна. Такое обстоятельство приводит исследователей к выводу, что в комедии «Хвастливый воин» Плавт использовал сюжеты двух греческих бытовых комедий.

Несмотря на растянутость и несоответствия, пьеса получилась чрезвычайно живой.

Образ Палестриона – самый интересный образ комедии. Он неистощим в выдумках, постоянно строит планы, как одурачить Пирпоглиника и ведет борьбу за реализацию этого плана. Часто Плавт использует в комедии военную лексику.

Образ хвастливого воина был популярен и в последующей драматической литературе. В 16-17 вв. этот образ возрождается в комедии дель-арте в виде хвастуна и авантюриста «Капитана».

Замечание 1

Возможно, комедия «Хвастливый воин» оказала влияние на окончание пьесы У. Шекспира «Виндзорские насмешницы».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot