Имажинизм – это литературное направление в русской поэзии 20 века, представители которого считали, что целью творчества является создание образа.
Раннее творчество Г. Оболдуева
Георгий Николаевич Оболдуев родился в 1898 году в Москве в дворянской семье. Поэт рано остался сиротой. Воспитывала его сестра отца, а после ее смерти он оказался на попечении ее дочери. В 1916 году Г. Оболдуев окончил Московскую казенную гимназию и поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В университете Оболдуев проучился до 3 курса. Во время Гражданской войны поэт служил в Красной Армии в тяжелом артдивизионе.
В 1921 году Г. Оболдуев поступил в Высший литературно-художественный институт имени В. Брюсова сразу на 3 курс. Поэт еще с дореволюционного времени серьезно занимался музыкой, окончил музыкальную школу. Во время учебы в Московском университете он участвовал на концертах как пианист. Писать стихи Оболдуев начал с 14-15 лет, однако эти произведения не сохранились. После окончания института Оболдуев работал литературным издателем в Партиздате, ГИХЛе, Профиздате.
Несмотря на занятость, Оболдуев много пишет, и к 1934 году он создает несколько стихотворных циклов. Однако до печати дошло всего одно стихотворение поэта – «Скачет босой жеребец…».
В 1930-е годы им были созданы стихотворные циклы:
- «Устойчивое неравновесье»;
- «Людское обозренье»;
- «Поэтическое обозренье»;
- «Живописное обозренье».
Эти циклы сразу обнаружили оригинальность поэтического таланта Оболдуева. Блестящая образованность и изысканная артистичность в его стихах переплавлялись в артистизм видения. Его любовная лирика так же оригинальна, как и все, что им написано. Оболдуев приправляет нежность иронией, пронзительный лиризм разбавляет «неловкостью» ритмически-интонационных поворотов, поэтизирует всплески ревности.
Сохранение человеческого, гражданского, художнического достоинства перед лицом антикультуры для Оболдуева было не только темой поэзии, но и судьбой. Взгляд поэта порой бывает подчеркнуто вызывающим, даже эпатажным, превращается в изоморфный стиль, который всегда мотивирован авторской позицией. Даже тема войны в таком ракурсе у Оболдуева звучит одновременно трагически и обыденно-страшно.
Поэт активно использует метафорические образы. Его «повествования-обозрения» построены в виде цепочки сравнений-описаний, а отсутствие в них глаголов не отменяет динамики картин, которые рождаются воображением поэта. При этом Оболдуев не претендует на непогрешимость взгляда.
Оболдуев, не имея выхода к читателю, принимает участие в литературной жизни, читая свои произведения на «Никитинских субботниках». В рукописи и изустной версии произведения Оболдуева были известны многим поэтам. Среди друзей Оболдуева - С.П. Бобров, И.А. Аксенов, А. Квятковский, И. Пулькин, К. Андреев.
Ссылка и последние годы жизни поэта
В начале 1930-х годов в доме Оболдуева на творческие вечера постоянно собиралась литературная и музыкальная молодежь. Такие вечера называли «оболдуевками». Однако в конце 1933 года поэта арестовали по доносу и обвинили в контрреволюционной пропаганде. С 1934 по 1939 годы Оболдуев отбывал ссылку в Карелии, в городе Медвежьегорск. Там поэт работал дирижером и концертмейстером в театре, где играли ссыльные, в числе которых были и профессиональные актеры из Ленинграда и Москвы.
После ссылки Оболдуев не имел права жить в Москве и еще ряде городов, поэтому жизнь поэта в эти года, по воспоминаете Е.А. Благининой, была полна «мытарств, поисков работы, беззащитности, неустройства».
В 1943 году Г. Оболдуева мобилизовали в армию. Там поэт прослужил до 1945 года. Оболдуев получил контузию, последствием которой стала тяжелая форма гипертонии.
После войны литературная судьба Г. Оболдуева не изменилась. Он продолжал писать, но произведения не доходили до печати. Оболдуев зарабатывал переводами с иностранных языков, а также с языков народов СССР. Также Оболдуев писал тексты для детских радиопередач, сочинял либретто и романсы.
В период с 1941 по 1952 гг. Г. Оболдуев работал над романом в стихах «Я видел». С романной линией органично сочетались множество лирических отступлений.
Жизнь поэта прошла в полной безвестности, в «литературном подполье». В его поздней лирике прослеживаются мотивы отчаяния и тоски.
А. Терезин определил поздние стихи поэта как «загробные».
Лишь после смерти поэта стараниями Е.А. Благининой его стихи стали публиковаться в газетах, альманахах, сборниках. Первая книга Оболдуева в России вышла только в 1991 году.
Г. Оболдуев как представитель «старших» неоакмеистов
Неоакмеизм является одним из основных ненормативных стилей русской литературы 20 века, но только в той степени, в какой не признает норму « эталоном». От акмеизма неоакмеизм наследует пафос мужественного преодоления разрывов во времени и пространстве, культурцентричность, христоцентричность художественного мира, который проникнут божественным началом, панхроническую концепцию исторического «эона».
Поэт-неоакмеист, как и поэт-акмеист предстает многоипостасным лидером, обладающим харизмой. В связи с этим на первом плане снова оказывается ренессансная личность, фигура Данте, а аллюзии, мотивы, образы и реминисценции его «Божественной комедии» пронизывают художественную ткань представителей неоакмеизма. В творчестве неоакмеистов утверждается единство высшего (сакрального) и низшего (профанного) бытия, амбивалентность пророчества и прапамяти, нерушимый авторитет памяти, ориентация на классическую традицию.
Неоакмеизм провозгласил «преодоление» символизма, утвердил себя через это «преодоление», отказался от «мистических спекуляций», но тем не менее не являлся отчетливо маркированным стилем.
Внутри неоакмеизма выделяют три подсистемы:
- «Старшие» неоакмеисты»;
- Неоакмеисты – «шестидесятники»;
- «Задержанное поколение» 70-80-х годов.
Г. Оболдуев относится к «страшим» неоакмеистам. Для их творчества характерен пафос трагедийности, философичности и историзма. Для «старших» неоакмеистов характерна мифологизация поэтического слова, опора на библейские архетипы и русскую классическую традицию. В своем творчестве «старшие» неоакмеисты всвоем творчестве опираются на О. Мандельштама, А. Ахматову, И. Бродского, Б. Пастернака, поэтику имажинизма.