Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методические основы изучения критической статьи на уроках литературы

Определение 1

Литературная критика – это часть словесности, которая занимается истолкованием и оценкой произведений литературы.

Роль изучения критических статей на уроках литературы

На уроках литературы в старших классах наряду с изучением художественных произведений учащиеся знакомятся с отдельными литературно-критическими статьями, фрагментами литературоведческих работ, посвященных анализу и интерпретации этих произведений. Методически правильно организованная работа с критическими статьями на уроках способствует совершенствованию литературного образования школьников, их художественно-эстетического и духовного развития, а также речевой деятельности.

В отечественной методике преподавания литературы особое внимание уделяется работе с литературно-критическими статьями. Ученые – методисты определили содержание анализа критического материала, способы сопоставления различных точек зрения, которые высказаны в статьях разных авторов, разработали варианты изучения отдельных статей, а также способы повышения самостоятельности учащихся в освоении текста статьи или ее фрагментов.

Статья: Методические основы изучения критической статьи на уроках литературы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Замечание 1

В методических рекомендациях и пособиях детально раскрываются этапы работы над критическими статьями Н.А. Добролюбова, И.А. Гончарова, Д.И. Писарева, В.Г. Белинского.

Изучение литературно-критических статей на уроках литературы способствует решению задач, имеющих важное значение для литературного образования учащихся школ. В первую очередь – это углубление восприятия произведения художественной литературы. Литературоведческие высказывания, статьи критиков являются для школьников образцом анализа художественного текста, как в содержательном отношении, так и в методическом. Ученики, знакомясь с литературно-критическим произведением, составляя ее конспект или тезисы приобретают следующие навыки:

  • Осваивают путь разбора произведения, избранный автором статьи;
  • Осмысливают эстетические и общественно-философские позиции автора;
  • Изучают авторскую оценку героев;
  • Изучают приемы сочетания в критической статье авторских размышлений с внетекстовым и цитатным материалом.
«Методические основы изучения критической статьи на уроках литературы » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Благодаря этому ученик формирует свое представление об анализе изучаемого произведения, вырабатывает свою методику обращения с книгой.

К подобным статьям, в которых предлагаются образцы анализа произведения, относятся статья В.Г. Белинского о романе «Герой нашего времени», статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», этюд И.А. Гончарова «Мильон терзаний», статьи В.Г. Белинского о А.С. Пушкине, статьи И.Ф. Анненского, А.В. Дружинина.

Изучение литературно-критических произведений способствует повышению литературной образованности школьников, формируя у них понятие о литературной критике как об одном из видов литературного творчества.

Замечание 2

Цель литературной критики – истолкование произведений художественной литературы, а также отраженных в них явлений жизни.

В процессе работы над критическими статьями у школьников формируется представление о том, что литературную крику отличает не столько материал, сколько подход, обусловленный живым восприятием читателя и современными общественными задачами. Это важно понимать в связи с тем, что в работе над текстом используется критика не только современная писателю, но и те статьи, которые были написаны значительно позже. Например, при изучении романа «Обломов» учащиеся знакомятся не только с подходами А.В. Дружинина, Н.А. Добролюбова, но Д.С. Мережковского, И.Ф. Анненского, статьи которых были написаны значительно позже. В данном случае нужен отбор материала альтернативной критики – это делает учитель, учитывая особенности учеников. Даже в названиях критических статей отражается позиция автора, обусловленная задачами современного ему общества. например, Н.А. Добролюбова интересует обломовщина как явление, то И.Ф. Анненский изучает образ главного героя в связи с анализом художественной манеры И.А. Гончарова.

В литературно-критических статьях анализируются не только события и проблемы, отраженные в произведении, но явления действительности тех лет, дискуссии и споры, которые велись в интеллектуальных кругах и имели важное значение для развития русской литературы. изучение этих явлений, дискуссионных позиций, проблем реальной жизни расширяют представления учащихся об эпохе и воссоздают картины духовной жизни общества того времени.

Значительную роль играет и знакомство учащихся с личностью и творческим методом выдающихся литературных критиков, так как мировоззрение, личностная направленность, связь с интересами определенных слове общества влияют на характер восприятия и интерпретации произведения, а также в целом на оценку творчества писателя. Биографические данные критика, его личность раскрываются на занятиях по обзорной теме, во вступительном слове к уроку текстуального разбора статьи. Ученикам может быть интересно окружение критика, его связи с деятелями литературы, критиками, журналистами, его антипатии и симпатии.

Задача учителя заключается также в том, чтобы изучаемая текстуально критическая статья стала образцом анализа художественного произведения, что помогает не только понять содержание, но и осмыслить форму и стилистические особенности критического произведения, способы аргументации и логические связи между ее положениями. В этом случае литературная критика для учеников становится образцом построения своего высказывания на литературную тему.

Этапы изучения литературно-критических статей

Изучение литературно-критических статей в старших классах осуществляется по определенным этапам. При этом постепенно приемы работы над статьями постепенно усложняются, начиная от чтения и анализа фрагментов статьи под руководством учителя и завершая проведением дискуссий, деловых игр, которые демонстрируют и закрепляют первоначальные навыки.

На обзорных уроках осуществляется введение в критическую мысль эпохи и раскрываются основные нравственно-философские и эстетические течения в литературе и критике, борьба концепций и их взаимодействие.

В работе над литературно-критическими материалами методисты выделяют два этапа.

На первом этапе осуществляется обращение к фрагментам статей, отдельными высказываниям литературоведов и критиков при непосредственном анализе текста.

На втором этапе осуществляется анализ текста критической статьи. Для этого разрабатывается специальный урок, на котором проводится чтение статьи, ее анализ и комментирование, составляются тезисы.

Такая методика изучения литературно-критического материала способствует творческому освоению учащимися художественной литературы, развивает умение критически и разностороннее подходить к интерпретации и анализу художественных произведений.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot