Ни в одном поэтическом сборнике советского периода не упоминаются фамилии Мережковского и Гиппиус. Для своего времени это был известный союз двух творческих людей, которые свои эстетические взгляды не только декларировали, но и воплощали в жизнь, оказывая при этом колоссальное влияние на современные поэзию и искусство.
Это была странная пара во всех отношениях. С точки зрения супружества, по воспоминаниям самой Зинаиды Николаевны, привычных признаний и предложений не было: первая встреча, разговоры и споры во время нее как-то сразу естественным образом привели к решению о женитьбе. В течение последующих 52 лет совместной жизни пара не разлучалась ни на один день, хотя, по мнению современников, между ними не чувствовалось теплоты. Их союз более соответствовал правилам творческого союза, в котором каждый играл свою роль.
Становление таланта Гиппиус происходило под влиянием Мережковского, мужа и в будущем известного писателя и теоретика литературы. Творчество Мережковского, по словам его современников, стало одновременно новым и типологическим явлением в русской литературе конца XIX - начала XX ст., без понимания которого невозможно понять особенности и закономерности всего последующего литературного процесса. Именно под влиянием этого нового и закономерного явления сформировались и основные черты произведений Гиппиус. Лирические стихи, проза, критические статьи, редактирование журналов – всем этим занималась с большой талантливостью Зинаида Гиппиус.
Но любовь все-таки была: друг к другу, к творчеству. Как считает их современник М. М. Пришвин, они были похожи на певчих в церковном хоре, поющих одним голосом, дышащих одним воздухом, посвятивших жизнь одному великому делу - познанию бытия.
Поэтому не стоит удивляться тому, что избранница Мережковского становится не только спутницей его жизненного пути, но и последовательницей его взглядов в умственных, философских и религиозных исканиях.
Влияние Надсона на тематику произведений Мережковского и Гиппиус
Мережковский передал своей жене и соратнице чувство поклонения перед поэзией популярнейшего в конце XIX века Надсона. Одиночество, несовместимость любви и гармонии, разочарованность – основные мотивы поэтического творчества Зинаиды Гиппиус тех лет.
Не осуждай меня, пойми:
Я не хочу тебя обидеть,
Но слишком больно ненавидеть, —
Я не умею жить с людьми.
И знаю, с ними — задохнусь.
Я весь иной, я чуждой веры.
Их ласки жалки, ссоры серы...
Пусти меня! Я их боюсь,
так поэтически звучат эти мотивы в стихотворении «У пруда». В них отзвуки меланхолии, пессимизма. Постепенно она избавляется от таких настроений. На протяжении всего творчества Гиппиус писала о человеческой душе, о ее беспомощности в неспокойном мире, которая ищет успокоения. Такой же неуспокоенной была поэтесса в своей жизни.
Таким образом, тематика творчества Гиппиус этого периода представлена следующими проблемами:
- поиски смысла жизни, искусства, гармонии;
- разочарование в возможности счастливой любви и гармонии;
- невозможность земного счастья.
Влияние символизма
Может, эти чувства разочарованности, некоторой угнетенности побуждали ее поддерживать своего мужа и творческого союзника в его начинаниях. Гиппиус стала последовательницей художественных идей Мережковского, связанных с теорией символизма. Она, став идеологом этого направления, поддерживала убеждение мужа: недосказанное словом выражается красотой символа. Человек, любовь, смерть - главные темы подлинной поэзии, считает последовательница теоретика символизма Мережковского:
Был человек. И умер для меня.
И, знаю, вспоминать о нем не надо.
Концу всегда, как смерти, сердце радо,
Концу земной любви — закату дня.
Уснувшего я берегу покой.
Да будет легкою земля забвенья!
Распались тихо старой цепи звенья...
Но злая жизнь меня свела — с тобой.
Когда бываем мы наедине —
Тот, мертвый, третий — вечно между нами.
Твоими на меня глядит очами
И думает тобою — обо мне,
писала она в 1896 году в произведении «Ты любишь?».
Несмотря на бесспорное влияние идей символизма Мережковского на поэзию Гиппиус, она отличается особым декадентским стилем, театральностью, выделяющим ее из общего списка символистов.
В начале XX века Мережковским овладела идея религиозного возрождения человечества. Первое время жена относилась к этим планам равнодушно. Со временем Гиппиус стала не только поддерживать его воззрения, даже принялась воплощать их в жизнь. Поддерживая в этих исканиях своего мужа, она, как верная его соратница, пыталась доказать своим творчеством, что стихи подобны молитве, потому служение красоте и истине – их задача. Примером таких убеждений может стать стихотворение 1901 года «О другом»:
Прими, Господь, мое хотенье!
О, жги меня, как я — свечу,
Но ниспошли освобожденье,
Твою любовь, Твое спасенье —
Кому хочу.
Главными особенностями данного периода творчества стали:
- высокая религиозность наррации;
- вера в высшие силы, предопределённость человеческой судьбы и судьбы мира;
- ожидание конечности собственного бытия.
Супружеская и творческая пара Мережковских состояла в числе деятелей, задумавших создать «Третий Завет», как новый свод правил для преобразования всех сторон человеческой культуры, объединив для этого церковь, интеллигенцию и народ. В статье «Критика любви» последовательница мужа поясняет, что их задача состоит в сближении религии и искусства, для чего необходимо начать поиски общего Бога. Но любые идеи, оторванные от реальности, не выполнимы. То же случилось с мечтой о «Третьем Завете».
Этим и другим планам семейного и творческого союза не суждено было сбыться: революционная стихия вынудила их до конца жизни провести годы в эмиграции. Несмотря на то, что творчество Зинаиды Николаевны Гиппиус в большей своей части развивалось под влиянием Дмитрия Мережковского и не исчисляется многотомными фолиантами, она занимает достойное место в русской литературе благодаря ее уникальному творческому дару.