Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вечные ценности в повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда»

Два типа сюжетов советской детской прозы

К тому моменту, когда А.П. Гайдар начал свою творческую деятельность, в детской прозе обозначились два вида сюжетов. Первый – дидактический – был самым распространенным. Этот сюжет строится на том, что автор произведения показывает, как герой-ребенок приходит к «правильной» системе ценностей, к «правильному» поведению, как избавляется от своих недостатков – лживости, необязательности, лени и т.д., совершает достойный поступок. Этот поступок становится свидетельством его духовного роста и социализации. Такая литература вырастает из романа воспитания и пользуется приемами психологической прозы. В произведениях такого рода главной становится проблема становления личности и выбора пути приобщения к принятой в обществе системе ценностей. Такая проза изучает феномен «просыпающейся совести».

Второй тип сюжет менее распространен. Как раз он и представлен в повести «Тимур и его команда». Здесь герой произведения предстает человеком с уже сформированной системой ценностей и убеждений, которые реализуются в поступок. Герой не претерпевает эволюции, он лишен внутреннего развития. Создается впечатление, что ситуация выбора ему и вовсе незнакома: он не колеблется, решая, как поступить, так как знает, «что такое хорошо и что такое плохо», он бескорыстен и всегда готов прийти на помощь. Такая проза своими корнями уходит в житийную литературу. Представленный в произведении герой является носителем новой морали и новых норм поведения, сформированных советской системой. В произведениях такого рода исследуется феномен жертвенности, подвига, когда самопожертвование и подвиг являются не экстраординарным, а естественным поступком.

Система ценностей главного героя повести «Тимур и его команда»

Главная ценность, которой придерживается герой повести А.П. Гайдара – жизнь в коллективе. Но у Гайдара сам коллектив таков, что в нем раскрывается индивидуальность и проявляется личностное начало человека. И в этом отношении является характерным противопоставление тимуровцев и квакинцев. Группирующиеся вокруг Тимура ребята совершенно не похожи друг на друга. Каждый обладает какой-то особой чертой, свойственной только ему, и эта черта сопровождает его на протяжении всего произведения. Каждый тимуровец имеет свою узнаваемую манеру речи. Например, реплики Симакова сопровождаются словом «зачастил», а Гейка говорит рассудительно и степенно. Коля Колокольчиков словоохотлив и болтлив, моментально откликается на происходящее.

«Вечные ценности в повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Квакинцы в повести изображены таким образом, что появляется ощущение неперсонифицированной массы. Из этой группы выделяются только сам Квакин, Фигура и Алешка, дядя которого служит на фронте. Для Алешки осознание этого факта крайне значимо.

Тимур является безусловно положительным героем. Знаково и само появление Тимура в повести:

  • Во-первых, Тимур появляется как таинственный помощник;
  • Во-вторых, Тимур представляется писателем сразу через поступок деятельного добра.

Тимура окружают товарищи, которые словно оттеняют его цельность. Они более «живые», правдоподобные, так как имеют право на ошибки и человеческие слабости: «хвастунишка» и «болтун» Коля, который часто оказывается в комических ситуациях, девчонка, которая сражается с козой. Гайдар и самого Тимура изображает в смешной ситуации, когда он пытается разбудить Колокольчикова. Для писателя такие моменты имеют особое значение. Писатель настаивает на том, что совершать ошибки необходимо. Это входит в его понимание нормы развития и взросления. Кроме того, совершение ошибок позволяет рассказывать о значимом и серьезном без пафоса и назидательности, обозначать «взрослый» взгляд на детей и одновременно выразить особенности детского мироощущения с его не рациональным осмыслением жизненного факта, а эмоциональным, фантазийным проживанием. В воображении ребенка происшествие получает развитие, превращается в сюжет, смоделированный его сознанием.

Так, Тимур в повести изображается в двух пространствах: реальной жизни и придуманной игры. В пространстве игры Тимур организатор, командир, благородный рыцарь, а в реальной жизни – обычный мальчик. А.П. Гайдар четко формулирует свою позицию: Тимур – не супергерой, а обычный ребенок, в котором воспитаны представления о хорошем и плохом, и который через игру пытается реализовать положительную программу.

Еще одна этическая ценность, утверждаемая в произведении Гайдара – стремление делать добро и избавлять мир от несправедливости. Значимость этой ценности ощущается особенно остро, так действие повести происходит накануне войны. Подмосковный поселок не изолирован от событий большой истории, а вовлечен в нее. Дети чувствуют, «считывают» язык войны, быстро осваивают ее «коды» и демонстрируют новые формы проявления эмоций. Эпизод встречи с бойцами Красной Армии в этом плане является особенно показательным. Важна реакция детей на нее. С одной стороны, вполне типична детская реакция-фантазия: Коля хочет бежать в Красную Армию. А с другой стороны, у детей формируется другое, более ответственное отношение к происходящему. Показательна реакция Тимура и Гейки на порыв Колокольчикова. Ребята понимают изменения в политической атмосфере и ищут свою форму участия в событиях.

Следует отметить, что даже Миша Квакин обладает неким нравственным чувством, о чем говорит его реакция на поступок Фигуры, который совершил набег на сад погибшего пограничника Павлова.

Замечание 1

Героям А.П. Гайдара, как отмечает М.А. Литовская, свойственна парадоксальная черта: «ожидание войны как начало взрослости».

Труд как радость – еще одна идея повести. Тяжелый и рутинный физический труд становится праздничным и веселым, если это совместное действие, которое осуществляется как игра. Помощь организована как военная операция – все происходит продуманно, стремительно и тайно. Но писатель отмечает, что при внешней легкости действия детям даются не без труда, требуют от них физических усилий.

Дата последнего обновления статьи: 20.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot