Фольклористика – это часть литературоведения, изучающая устное народное творчество.
Понятие и особенности русского народного творчества
Фольклор – это международный термин, который был введен в науку впервые в 1846 году В. Томсом.
Слово «фольклор» в буквальном переводе означает «народное знание», «народная мудрость» и обозначает различные проявления народной культуры.
В отечественной науке закрепились и другие термины: народная словесность, народная поэзия, народное поэтическое творчество. Название «устное народное творчество» подчеркивает устный характер фольклора. А название «народнопоэтическое творчество» является указанием на художественность как на признак, которым фольклорные произведения отличаются от верований, обрядов, обычаев. Подобное обозначение ставит устное народное творчество в один ряд с другими видами художественной литературы и народного художественного творчества.
Устное народное творчество – это сложное синтетическое искусство. В его произведениях часто соединяются элементы разных видов искусств – музыкального, словесного, театрального. Фольклор изучают такие науки, как история, социология, этнография, психология. Устное народное творчество имеет тесную связь с народными обрядами и бытом.
Наука, которая занимается изучением устного народного творчества, называется фольклористикой. Если же под литературой рассматривать не только письменное художественное творчество, в в целом словесное искусство, то фольклор является особым видом литературы, а фольклористика – частью литературоведения.
Фольклору присущи свойства искусства слова, и он этим близок к литературе. При этом фольклор имеет специфические особенности:
- Традиционность;
- Синкретизм;
- Анонимность;
- Импровизация;
- Вариативность.
Древнейшее устное народное творчество находилось в синкретичном состоянии – состоянии нерасчлененности, слитности. Искусство не было отделено от остальных видов духовной деятельности.
Произведения устного народного творчества анонимны, их авторами является народ. Любое произведение фольклора создается на основе традиции. Д.С. Лихачев отмечал, что в фольклорном произведении нет автора не только потому, что о нем утрачены сведении, но и потому, что автор выпадает из поэтики фольклора. В произведениях устного народного творчества может быть рассказчик, исполнитель, сказитель, но автора, сочинителя в нем нет.
Традиционная преемственность фольклора охватывает целые столетия. Как отмечал академик А. А. Потебня, фольклор передается из уст в уста по памяти, но пи этом проходит через слой народного понимания. Носитель фольклора творит в рамках традиции, опираясь на предшественников, изменяя, повторяя, дополняя текст произведения. Если в литературе присутствуют автор и читатель, то в фольклоре – исполнитель и слушатель. Традиционность является важнейшим и основным специфическим свойством устного народного творчества.
Каждое фольклорное произведение существует в огромном количестве вариантов.
Импровизация – характерная особенность произведения устного народного творчества, непосредственно связанная с вариативностью.
Импровизация – это создание фольклорного произведения либо его части непосредственно в процессе исполнения. Эта особенность характерна в большей степени для плачей и причитаний.
Таким образом, фольклором называется традиционное художественное творчество народа, равно относящееся и к устному, и к песенному искусству, и к старинному творчеству, и к новому
Жанры фольклора
По своему характеру, назначению, содержанию фольклор – это глубоко демократичное, подлинно народное искусство. Он отличается не только идейной глубиной, но и высокими художественными качествами. Устное народное творчество отличается своеобразной системой жанров и изобразительных средств.
Одним из видов древнейшего устного народного творчества являются трудовые песни с их простейшими выкриками, командами, сигналами, которые отдаются по ходу работы.
Еще одним древним видом фольклора являются заговоры.
Исконно календарный фольклор шел от насущных практических целей и был связан с представлениями людей о сельскохозяйственном цикле и о изменяющихся природных условиях. Люди в стремлении узнать будущее прибегали к помощи гаданий и примет. Этим же объясняется и свадебный фольклор, который пронизан мыслью о безопасности рода и семьи и рассчитан на расположение высших сил.
С древности сохранились элементы детского фольклора. Позднее он изменялся под воздействием педагогических и эстетических функций.
Древнейшим жанром устного народного творчества являются похоронные причитания. А с появлением всеобщей воинской повинности появились рекрутские причеты – оплакивание забираемых на службу.
Под влиянием синкретизма складывались и развивались и жанры необрядового фольклора:
- Пословицы;
- Приметы;
- Поговорки;
- Побасенки.
В них содержатся суждения человека о труде, об укладе жизни, о природных силах, а также высказывания о делах человека.
Жанрами устной прозы являются:
Это истории из жизни, в которых рассказывается о встрече человека с персонажами демонологии – ведьмами, колдунами, русалками и т.д. К жанрам устной прозы относятся и рассказы о святынях, святых и чудесах – об общении человека, который принял христианство, с силами высшего порядка.
Жанрами песенного эпоса являются:
- Исторические песни;
- Былины;
- Духовные стихи и песни;
- Воинские песни.
Фольклор постепенно отходит от бытовых функций, приобретает элементы художественности. В фольклоре возрастает роль художественного начале. В результате исторической эволюции устное народное творчество стало поэтическим по главным качествам.
Художественное творчество нашло воплощение во всех видах сказок: волшебных, бытовых, сказках о животных.
Кроме того, такой вид творчества представлен в загадках.
Ранними видами художественного творчества являются баллады, лирические песни, частушки, романсы.
Художественная зрелищная театральная основа содержится в фольклоре зрелищ (игры, вертеп, ряжения, кукольные представления, раек и т.д.).
Ярмарочный фольклор – отдельный род художественных представлений, возникший из ярмарочных представлений, балагурной речи, народных шуток и прибауток.
На стыке соединения фольклорных традиций и веяний новой культуры сформировался жанр анекдота.