«Записки охотника» по праву можно назвать одним из наиболее значимых произведений Тургенева. Написанный в традиционной для «натуральной школы» форме быто-, нравственно-описательных очерков, цикл приобрел художественно-философскую глубину и масштаб, став отражением целостной картины русской жизни, увиденной и представленной автором в различных смысловых и пространственно-временных ракурсах. Цикл затрагивает самые различные аспекты жизнедеятельности русского общества:
- общесоциальные;
- культурные;
- конкретно-сословные;
- нравственно-психологические;
- религиозные;
- природно-географические;
- бытовые;
- экономические;
- этнографические.
Рассказчик, охотник, путешественник не просто познает космос национальной жизни, но и открывает его читателям.
В «Бежином луге» перед читателем – незримое «иномирье», процесс познания охотником природы родной страны. Сама охота представлена как процесс «добычи» новых знаний. В центре внимания автора – история охотника как представителя пограничного мира, сформировавшегося на столкновении мира природы и мира цивилизации, познающего тайны человеческой судьбы. Автор познает индивидуальные и национально-исторические судьбы, судьбы мировой истории в целом, стремится к осознанию логики движения судьбы общенациональной, народной через судьбы индивидуальные.
Природа в произведении
О природных образах произведения написано много. Большинство исследователей сходятся на понимании того, что природное пространство в рассказе приобретает миромоделирующий статус, становится пространством, в котором господствуют природные стихии.
Уже первый пейзаж рассказа обращает на себя внимание чередой повторяющихся образно-знаковых деталей, направленных на создание идеалистического мира, наполненного гармонией, абсолютным комфортом для человека: Здесь доминируют образы тепла, света, свежести, ясного прозрачного неба и плодородной земли:
«В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости…»
Перед читателем предстает идеализированный образ природы. Прибегает Тургенев и к изображению других деталей, которые не укладываются в логику «натуральной школы», позволяя создать иллюзию абсолютной, неправдоподобной гармонии. В результате особенностей вербализации перед читателем формируется пространство, в котором у рассказчика-охотника рождается странное, иррациональное мировосприятие. Рассказчик начинает задумываться об исконном, изначальном предназначении человека в мире этой абсолютной гармонии.
Уже следующий абзац вносит дисгармонию в рассказ:
«Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо.»
Тургенев намерено нарушает гармоническую общности жизни человека и природы. Перед нами уже не человек, который стремится жить в гармонии с окружающим миром, но охотник, причем, охотник, которому удалось настрелять слишком много дичи. Утрата гармонии воспринимается как утрата жизненных ориентиров, ценностей, «белой церкви», которую рассказчик теряет из виду. Свет сменяется тьмой, тепло – холодом, прозрачная ясность – странностью и загадочностью происходящего. Вместо белой церкви перед рассказчиком неожиданно возникает подобие языческого капища:
«Странное чувство тотчас овладело мной.»
Охотник оказывается в состоянии абсолютной пустоты, неизвестности:
«Я всё шел и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.»
Образы в произведении
Возвращением к гармонии, в мир людей становится для охотника встреча с пятью мальчиками:
- Федя - отличается аристократизмом, несмотря на его крестьянское происхождение. Его черты, мимика, позы, жесты, манера говорить напоминают, скорее, образ молодого юноши-дворянина, чем крестьянина: это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Федя – социокультурный лидер, он практически не участвует в беседе, однако именно он направляет ее ход. Он старший среди мальчиков, пользуется заслуженным авторитетом «по праву», а не по формальному статусу.
- Павлуша – «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Образ мальчика Тургенев создает подчеркнуто грубоватым, но при этом наполненным силой, энергией, решительностью, абсолютным бесстрашием. Если Федя – аристократ, то Павлуша изображен как воин, обладающий объективно-трезвым взглядом на мир. Павлуша – единственный, кто не боится идти к реке, без тени сомнений, вскочив на лошадь, он пересекает границу света и тьмы. Как всякий воин Павлуша готов сражаться как с реальными, так и вымышленными врагами. Но именно самому отважному и сильному мальчику уготована необъяснимо-случайная смерть.
- Илюша – мальчик, в образе которого воплощается облик рабочего, крестьянина.
- Костя – поэт, творческие силы русского народа, мыслитель, интеллигенция.
- Ваня – в этом образе Тургенев воплотил образ праведника, человека, живущего духовными ценностями и ориентирами, отрешенного от земной прагматики и суеты.
В образе мальчиков Тургенев отображает практически все социальные слои русского общества, выделяет их наиболее значимые качества, личностные свойства.
Символичен и возраст детей – они все в возрасте от 7 до 14 лет. Перед нами – образ человечества-подростка, которое находится на этапе своего развития, формирования, переживает кризисный этап своего становления.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рассказ Тургенева выходит далеко за рамки быто-описательных очерков, приобретая глубокий философский подтекст, заставляя задумываться над наиболее важными, значимыми проблемами жизни и смерти.