Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тема утраченных иллюзий в драмах А. Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница"

Определение 1

Психологическая драма – это произведение, в котором показан конфликт личности сквозь призму человеческих переживаний и эмоций.

Тема утраченных иллюзий в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»

Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница»— это драма буржуазной эпохи, что оказывает решающее влияние на ее жанр и проблематику. В этом произведении уже нет абсолютного противостояния среды и героини. Стихийное стремление Ларисы к нравственной чистоте, ее человеческая талантливость, правдивость – это все идет от ее щедро одаренной натуры и высоко поднимает ее над окружающими. Однако житейская драма Ларисы является результатом того, что ее наивные, чистые представления о жизни нереальны, ошибочны.

Изначально кажется, что Лариса полюбила Паратова не безответно. Для нее Сергей Сергеич – это идеал мужчины. Однако это совсем не так. Мотив торговли, который проходит через всю пьесу и концентрируется в споре за Ларису - главном сюжетном событии – охватывает всех мужчин, из числа которых Ларисе предстоит сделать свой выбор. Кнуров полностью погружен в свои торговые расчеты. Он по-купечески торгуется с Вожеватовым даже в тех вопросах, которые касаются личной жизни. Харитой Игнатьевной Огудаловой, матерю Ларисы, тоже руководит понятие материального расчета и выгоды, и Паратов здесь оказывается не исключением, а даже, как выясняется, самым бесчестным и жестоким участником торга. Карандышев, отвечая на восторженный рассказ невесты об удивительной смелости Паратова, который бестрепетно стрелял в монету, замечает, что у него «сердца нет». И в этом случае Карандышев прав. Конечно, этого героя нельзя назвать выразителем авторских оценок, и вообще, в этом произведении Островского нет такого персонажа. Но при этом почти каждый из них в тот или иной момент правильно оценивает и людей, и ситуацию. Возможно, «Бесприданница» как раз потому и выделяется среди пьес драматурга, что в ней буквально все персонажи описаны с позиции нравственной оценки. Островский сумел найти безупречное равновесие между авторской оценкой и объемностью характеров, сложностью персонажей.

«Тема утраченных иллюзий в драмах А. Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Сложность характеров героев, несоответствие внешнего рисунка поведения и внутренней сущности, как у Паратова, или противоречивость внутреннего мира, как у Ларисы, требует избранного драматургом жанрового решения, а именно, – формы психологической драмы.

Паратов пользуется репутацией вальяжного барина, широкой натуры и бесшабашного храбреца. Островский оставляет ему все эти черты, но при этом очень тонко и ненавязчиво копит реплики и штрихи, которые готовят прояснение истинного лица этого персонажа. Зритель в первой же сцене появления Паратова слышит его признание: «Что такое жалость, этого я не знаю». Паратов признается, что если найдет выгоду, продаст все, что угодно. Затем читатель узнает, что герой продает не только «Ласточку», но и себя самого. Сцена в доме Карандышева перед его женитьбой, и попытка устроить изысканный, роскошный обед являются карикатурами на образ жизни и стиль Паратова. Разница только в суммах, которые может заплатить каждый из персонажей.

Замечание 2

Таким образом, в качестве средства психологических характеристик у Островского выступают не самопризнания героев, а их действия и бытовой диалог.

В процессе действия ни один из героев не изменяется, а только постепенно раскрывается. Это же можно сказать и о Ларисе. Она постепенно прозревает, открывает правду о людях, которые ее окружают, и принимает решение стать «очень дорогой вещью». И лишь смерть освобождает героиню от того, чем ее наделил жизненный опыт. В этот момент Лариса словно возвращается к естественной красоте своей искренней натуры.

«Душевная драма Катерины» в пьесе «Гроза»

В другой пьесе А. Н. Островского – «Гроза» - можно увидеть жизнь маленького города Калинова. Атмосферу этого места сложно назвать благоприятной. Даже само название произведения не обещает ничего хорошего.

Главной героиней пьесы является Катерина, единственная, кто оказался неподвластным устоям «темного царства». Ее нельзя ни с кем сравнить. Она, в отличие от остальных, имеет свое мнение и не любит врать, даже ради собственного блага. С самого детства она привыкла к свободе, о чем читатель узнает из монолога Катерины.

В семье Кабановых Катерина уже не может оставаться прежней. Из-за бесконечных нравоучений и указов Кабанихи, придерживавшейся старых обычаев и правил, Катерине живется крайне тяжело. Героиня признается Варваре, что здесь все словно «из-под неволи». Катерине не нравится ее тяжелое положение, однако противоречить Кабанихе она не в силах.

В такой обстановке девушке так не хватает ее прежней свободы. Она сравнивает себя с птицей, которая стоит на горе и которую тянет летать. Но такую душевную тягу к свободе невозможно осуществить в доме Кабановых, поэтому единственное, что может спасти Катерину – это любовь. И она считает, что именно любовь к Борису – ее спасение. Десять дней, когда ее муж был в отъезде, стали для героини смыслом жизни. Катерина любила и была любима – в «темном царстве» об этом она не могла даже мечтать.

Героиня Островского крайне набожная девушка. Она постоянно говорила, что не умеет обманывать и не способна что-либо скрыть. Душевные переживания Катерины обостряются на фоне надвигавшейся грозы, монолога старой барыни, обращенного к героине и изображения на стенах разрушенной галереи геенны огненной. На Катерину все это оказало сильное влияние, она восприняла это как божью кару. Именно боязнь перед богом, а не перед людьми, подтолкнула героиню к раскаянию в измене перед мужем.

Трагизм положения и любви Катерины:

  • девушку выдали замуж за нелюбимого человека;
  • ее стремление стать верной, любящей женой;
  • разбитые надежды на взаимное чувство;
  • подчинение мужа указаниям матери;
  • отсутствие уважения к безвольному, слабохарактерному мужу;
  • любовь к борису;
  • безволие бориса, который не осмелился забрать катерину с собой;
  • крушение надежд и иллюзий;
  • ощущение безвыходности.

Отъезд в Сибирь возлюбленного Катерины, Бориса, ее душевные переживания, грех, который невозможно ни простить, ни забыть, невозможность дальше жить и мучиться в «темном царстве» Кабановых, привели героиню «Грозы» к единственному, как ей казалось, верному, выходу – смерти. Этот отчаянный поступок был необходим не только ей, но и остальным героям. Наконец Тихон понял, что во многом виновата его мать, Кабаниха. Тихон обвиняет ее в том, что она погубила Катерину. Изменилась и жизнь Варвары, которая сбежала с Кудряшом.

Таким образом, поступок Катерины позволил им избавиться от ненавистного «темного царства».

Дата последнего обновления статьи: 17.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot