Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тема религии в романах Максима Горького

М. Горький – атеист

М. Горький – одна из культовых фигур русской интеллигенции конца 19 века, а затем и большевистской партии на протяжении практически всего 20 века. Книги писателя переиздавались огромными тиражами. «Песнь о Буревестнике», «На дней», «Мать» входили в обязательную школьную программу.

Замечание 1

Первый рассказ писателя, «Макар Чудра», был напечатан в 1892 году под псевдонимом М. Горький.

В детстве писатель некоторое время трудился в иконной лавке, был учеником в иконописной мастерской. В юношеском возрасте он увлекался философией Ф. Ницше. В 1887 году М. Горький пытался покончить собой. Причиной этого отчаянного поступка стал тяжелый душевный и духовный разлад.

В 1891 году М. Горький отправляется бродяжничать. В Куряжском монастыре, расположенном под Харьковом, писатель смог увидеть протоиерея Иоанна Сергиева. Между ними по инициативе М. Горького состоялся разговор, который был прерван по инициативе священника. В 1922 году М. Горький в литературном приложении к газете «Накануне» обнародует описание их краткой встречи. Писатель говорит о своем душевном состоянии, о непонимании смысла жизни, о отчаянии и бессилии. И приводит простое вразумление, которые ему было сказано Иоанном Сергиевым: "Церковь говорит тебе: зло - от дьявола, и ты или веришь этому - благо тебе, или не веришь - тогда погиб. Я знаю ты возмутитель жизни, ты ходишь, возмущая людей".

Летом того же года Горький приходит в монастырь святого Тихона Задонского. О встрече с монахом Задонского монастыря М. Горький рассказал в очерке «У схимника», напечатанном в 1896 году. Писатель размышляет в нем об этом старце, задается вопросом, чем живет этот человек и ради чего он живет. Но не находит ответа на этот вопрос.

Это были встречи, которые давали душе надежду на спасение.

В 1929 году М. Горький на Втором Всесоюзном съезде воинствующих безбожников сказал, что «в той любви, которую проповедуют церковники, - огромнейшее количество ненависти к человеку». Писатель говорит о том, что в России нет места религии.

М. Горький вместе с другими деятелями, среди которых были архитектор Б. Иофанов, режиссер В. Мейерхольд, подписал письмо в адрес властей с просьбой уничтожить храм Христа Спасителя. В декабре 1931 года храм был взорван, а крошками от раздробленных плит с именами героев Отечественной войны 1812 года были посыпаны дорожки в московских парках. Другие части храма пошли на обустройство станций метро «Охотный ряд», «Кропоткинская», «Новокузнецкая».

«Тема религии в романах Максима Горького» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

За годы советской власти в массовом сознании сформировался образ М. Горького – правдолюбца, страдальца за народ, живущего в нужде и бедности.

Религия в романах «Мать» и «Исповедь»

В 1908 году вышла повесть «Исповедь». Это произведение стало важным этапом в творчестве писателя и отразило новый уровень его мировоззрения. Вместе с тем повесть вызвала новый всплеск дискуссий о будущем России, о путях ее развития.

Многие российские мыслители, которые прошли искус ницшеанства, предупреждали о том, что идея Человекобога опасна, о том, что человек неспособен преодолеть первородный грех и о том, что в случае уничтожения идеи трансцендентного Бога греховность человека возрастает. У Ницше, как у многих русских философов, шла речь об иррациональном, духовном Боге, а не о Боге как идеологической схеме, которая утвердилась в христианских конфессиях. Поэтому особое внимание на себя обращает то, что большая часть классиков русского религиозно - философского возрождения были оппозиционно настроены к православию и его учению. При этом некоторые из них, как например С.Н. Булгаков, являлись православными священниками. А антиклерикальные настроения светских деятелей были еще более радикальными.

Замечание 3

Считается, что именно с повести «Исповедь» началось мощное идейное движение - богостроительство, отразившее и определившее характер и направленность развития российской духовной культуры начала 20 столетия.

В повести «Исповедь» писатель развивает идеи, высказанные им в начале века. Поэтому в этом смысле для М. Горького не происходит никакого мировоззренческого переворота. Писатель лишь детализирует, уточняет свои взгляды под влиянием новых исторический обстоятельств.

Основные принципы богостроительства М. Горький манифестирует на страницах повести «Мать».

Многие критики считают, что это произведение откровенно слабое и неудачное произведение М. Горького. По мнению критиков, писателю не удалось реализовать художественные и идеологические сверхзадачи, которые он ставил перед собой. Однако если рассматривать повесть «Мать» как пролог к «Исповеди», все становится понятнее. Главная тема этих произведений не является новой и для М. Горького, для всей русской литературы. Писатель еще в рассказе «Трое» поднимает «проклятый» вопрос о том, почему Бог, если он всемогущ, терпит несовершенство и несправедливость мира. М. Горького волнует проблема теодицеи, а вопрос существования Бога упирается в вопрос его оправдания. Именно от ответа на этот вопрос, по мнению писателя, зависит вера человека и его жизни. Илья Лунев, герой рассказа «Трое», не справляется с этим ответом, не находит оснований для теодицеи и кончает жизнь самоубийством. Для писателя это было и личным самоубийством, так как богоискательство, вызванное неприятием действительности, несогласием с ней, оказалось в тупике, не сумев найти в Боге той великой силы, способной устранить это несовершенство.

В 1902 году М. Горький начинает интересоваться с марксизмом, хотя с социал-демократическими идеями он познакомился еще в юности, в чем, возможно, проявилась врожденная религиозность писателя, сопряженная с неприятием несправедливости и поиском идеала.

М. Горький отстаивает тесную связь социал-демократических идей и христианства. Он видит возможность обогащения марксизма философско-религиозным и морально-этическим смыслом.

В.В. Воровский, принимая во внимание это обстоятельство, предлагает следующую периодизацию творчества М. Горького:

  • Первый период – период «босяцких» рассказов. Сюда же можно отнести и первые большие романы («Фома Гордеев», «Трое»);
  • Второй период – обращение к интеллигенции. Этот период охватывает драматические произведения, до пьесы «Враги»;
  • Третий период – рабочий класс как строитель жизни (пьеса «Враги», романы «Исповедь», «Мать»).

Именно роман «Мать» является выражением нового этапа в мировоззренческой эволюции писателя, где впервые марксизм наделяется религиозной направленностью, а основная идея богостроительства сформулирована М. Горьким в повести «Исповедь».

Дата последнего обновления статьи: 16.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot