Феерия в литературе — это произведение, в котором автор использует волшебные элементы для раскрытия основной мысли текста.
О том, как возник замысел повести «Алые паруса» А. Грин писал в черновиках к своему роману «Бегущая по волнам». Однажды во время прогулки по Петербургу Грин остановился у витрины магазина. За ее стеклом был игрушечный кораблик под белыми парусами. В воображении писатели стали появляться образы, события. А. Грин подумал, что было бы неплохо белые паруса превратить в алые, ведь в алом «есть яркое ликование».
Работа над «Алыми парусами» растянулась на четыре года. В мае 1922 года в газете «Вечерний телеграф была опубликована глава «Грэй». В 1923 году «Алые паруса» были изданы отдельной книгой.
Любовь и ненависть – движущие силы в повести «Алые паруса»
Ожидание любви, любовь, исполнение мечты о ней – главная тема повести-феерии А. Грина «Алые паруса». Эта тема превратила само название произведения в символ и понятие безудержного романтизма.
Но у самого сильного чувства любви есть и темная сторона – это ненависть. У Грина о ненависти напрямую не говорится. Но именно она делает мечту о любви такой пламенной и беззаветной, а исполнение мечты превращается в суд над жителями Каперны.
Беззаветная любовь Лонгрена к дочери обусловлена еще и ненавистью к Мэннерсу – лавочник оказался виноватым в смерти жены Лонгрена, Мери. Лонгрен остается верным своей единственной любви, и эта любовь переходит к Ассоль. Для девочки, которой приходится жить в атмосфере неприязни жителей Каперны, оказывается достаточно даже этой любви.
Насмешки над девочкой, которая мечтает о недоступном для жителей Каперны мире, походят на ненависть к Ассоль. Грин здесь отражает тему ненависти как чувства по отношению к чему-то непонятному.
В «Алых парусах» возвышенность человеческого духа резко контрастирует с картинами человеческой низости. В художественном мире Александра Грина живут не только светлые, добрые люди, но и настоящие негодяи. В «Алых парусах» постоянно сталкиваются антимиры бескорыстия, веры, подвижничества и нечистых помыслов, действий, речей. Здесь нигилизм соседствует с энтузиазмом, грубый расчет – с бессребренничеством, вызывающая вульгарность – с утонченностью.
Художественный мир «Алых парусов» - это причудливое, но очень точное отражение феерии мира, современного автору, очевидная проекция общества, в котором ему довелось жить.
По деталям повести А. Грина можно составить перечень недугов того общества:
- переразвитое личностное начало;
- стадное недомыслие;
- ядовитые психологические парадоксы сознания, опустошенного отчуждением;
- беспощадная межсословная рознь.
Мир ярких чувств, мир любви и ненависти, он одновременно недосягаем и ощутим, он нигде – и повсюду. А такой смене модальных ощущений и заключается стереофоническая суть фактурного и содержательно-смыслового пространства произведения.
Романтизм Грина, проникнутый стремлением к высшим сферам духа, мистическими настроениями, обращается к теме любви и ненависти как к символам света и тьмы.
Любовь символизируется ясностью и открытостью, как шелк, который Артур Грэй выбирает для парусов «Секрета».
Логика обыденного косного мира разрушается образами феерии, возводится к миру воплощенной мечты, миру «горнему».
У А. Грина исполнение невысказанных желаний, награда за веру в свою мечту ждет тех, кто способен любить. В художественном мире повести фантастическое тесно связано с реальным, нет ничего невозможного для того, кто готов потратить даже жизнь на поиски несбывшегося.
Романтизм А. Грина в повести «Алые паруса»
В повести-феерии А. Грина люди четко делятся на два мира. Это романтичный мир мечтательницы Ассоль и мир окружающих ее обывателей, жителей Каперны. Девочка рано потеряла мать. Отец Ассоль зарабатывал на жизнь изготовлением игрушек, и этот мир игрушек, в котором росла Ассоль, формировал ее внутренний мир и ее характер. Но в жизни ей пришлось столкнуться со злословием и сплетнями. Реальный мир пугал Ассоль, она, убегая от него, пыталась в своем сердце сохранить чувство прекрасного, и поверила в сказку об алых парусах. Несомненно, этот добрый человек, рассказавший ей сказку об алых парусах, желал ей добра, но эта сказка обернулась для нее страданиями. Но именно сказка помогла Ассоль не опуститься в болото обывательской жизни, где жили люди, которым мечта была недоступна. Они были готовы насмехаться и издеваться над любым, кто живет, думает, чувствует не так, как они. Поэтому Ассоль с ее волшебной мечтой, в прекрасным внутренним миром, для них была деревенской дурочкой. Эти люди глубоко несчастны, ограничены в мыслях, чувствах, желаниях. Подсознательно они страдают от мысли, что чего-то не хватает. Но это что-то – не пища, не кров. Это духовная потребность человека хоть иногда видеть прекрасное. Несчастье жителей Каперны в том, что они огрубели душой, так и не научились видеть в мыслях и чувствах прекрасное. Они видели лишь грязный, испорченный мир, и жили в этой реальности. Ассоль жила в другом мире, непонятном, а потому не принимаемом обывателями. В мире «Алых парусов» столкнулись мечта и реальность.
Часто люди, которые не понимают другого человека, даже прекрасного и великого, считают его дураком – им так удобнее, так легче. И этот жизненный факт был пережит самим А. Грином. Героине повести повезло в том, что ее мечта сбылась, ее нашел Грей. Артур Грей по натуре тоже мечтатель, но он не думал о чем-то нереальном, неосуществимом, несбыточном. Он рос богатой семьей, в достатке и любви, поэтому ему было легче, чем Ассоль. Но все равно Грей сумел понять ее, ее неосуществимую мечту, от которой она была не в силах отказаться. Грей понял Ассоль даже тогда, когда родной отец не мог понять свою дочь. А ведь Лонгрен был человеком большой души, но и его тянул и калечил этот омут обывательской жизни.
Повесть «Алые паруса» - это произведение об оптимизме, о вере в мету, о победе мечты над обывательским миром. Это произведение прекрасно тем, что внушает надежду на существование людей, способных услышать, понять друг друга. Привыкшая только к насмешкам, не знавшая другого отношения, Ассоль вырвалась из этого болота и уплыла на корабле с алыми парусами, доказав, что любая мечта осуществима, если в нее верить, если ее не предать.