«Толстый» журнал – это ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал.
В жизни современного российского общества роль литературных журналов по-прежнему остается значительной. И хотя печатные тиражи журналов сократились значительно, их активно читают в сети, в частности, на порталах «Читальный зал», «Журнальный зал», «Мегалит». Портал «Журнальный зал», где размещены «Знамя» и «Новый мир», ежедневно посещают 15-20 тыс. читателей. Следовательно, говорить об исчезновении интереса к «толстым» литературным журналам неправомерно.
«Новый мир»
У журнала «Новый мир» богатая и сложная история. На протяжении века издание сохраняет свою самобытность, развивает лучшие традиции русской литературы. «Новый мир» не теряет актуальности, шагает в ногу со временем, при этом сохраняя на своих страницах свидетельства исторических перипетий.
В 1920-е годы в стране активно развивалась советская печатная журналистика, которую использовали как средство пропаганды и агитации. Перед средствами массовой информации стояла задача донести основные партийные идеи до населения. В первой половине 1920-х годов стали издаваться новые журналы. Наиболее популярными среди них были:
- «Пролетарская революция»,
- «Крестьянка»,
- «Красная новь»,
- «Звезда»,
- «Молодая гвардия»,
- «Новый мир».
Первый номер журнала «Новый мир» вышел в Москве 18 января 1925 года. О запуске нового литературно-художественного издания читатели узнали из «Известий».
Создание журнала было организовано советским правительством по инициативе Ю. М. Стеклова, главного редактора газеты «Известия».
Журнал выходи ежемесячно и был рассчитан на широкую аудитории. «Новый мир» носил литературно-художественный, научно-популярный, общественно-политический характер.
На страницах издания печатали стихи, прозу, философские, литературно-критические материалы, статьи научной, общественно-политической, исторической направленности.
В самых первых выпусках журнала не было деления на рубрики – он располагались без названия разделов. Сначала, по установившейся традиции, печатались повести и рассказы, затем стихотворения, воспоминания, аналитический, исторические, научные статьи и мемуары. На последних страницах журнала публиковались рецензии на произведения советских писателей.
В 1926-1927 гг. утвердилась структура журнала, которая в наши дни претерпела незначительные изменения – преобразовались ранее существовавшие рубрики, добавились новые, но содержание рубрик осталось прежним. Издание начинается с отдела художественной литературы. За ним следует рубрика «Очерки нашей дней» (она изначально называлась «Люди и факты»). Кроме этого, в журнале есть отделы:
- «Зарубежная книга о России»,
- «На зарубежные темы».
- «Мир науки»,
- «Мир искусства»,
- «Дневник писателя»,
- «Далекое близкое»,
- «Литературная критика»,
- «Рецензии. Обзоры»,
- «Библиография».
Редакция журнала в настоящее время продолжает традиции русской классической литературы, старается избегать низкокачественных материалов. Редколлегия издания профессионально оценивает художественный уровень принимаемых к публикации произведений. Журнал активно развивает сотрудничество с литературными талантами. В разделе прозы публикуются рукописи объемом не более 10 авторских листов, никогда ранее не публиковавшиеся. При этом новые материалы принимаются исключительно в распечатанном виде – в электронном виде их не принимают.
Развитие журнала «Новый мир» - это сохранение и продолжений традиций русской литературы. кроме того, это целый литературный процесс, отражающий историю, эпоху и художественные направления в искусстве.
Литературный журнал «Знамя»
Известнейший литературный журнал «Знамя» издается с 1931 года. Сначала это было издание Литературного Объединения Красной Армии и Флота. В 1934-1990-е гг. журнал выходил под эгидой Союза писателей СССР.
Как и «Новый мир», «Знамя» является журналом традиционной поэзии, придерживается центристской позиции. В журнале публикуются авторы преимущественно классической традиции. На страницах этого издания невозможно встретить визуалы, моностихи, верлибры, палиндромы.
В журнале «Знамя» печатались Б. Ахмадуллина и А. Вознесенский, которые в 2000-е годы ни разу не были напечатаны в «Новом мире». Палитра поэтических имен, представленных в журнале «Знамя», гораздо шире, чем в «Новом мире».
Журналы «Новый мир» и «Знамя» в целом дополняют друг друга и дают панорамную картину современной русской литературы.
Для новой России 1990-е годы стали временем экономических потрясений и демократических перемен. Это сказалось и на материальном положении журнала «Знамя». Одним из открытий издания того времени стал В. Пелевин, который после публикации произведений «Чапаев и пустота» и «Омон Ра» из малоизвестного автора превратился в одного из популярнейших писателей.
С середины 1990-х годов журнал придерживается принципа: «Ни одного номера без нового имени». «Знамя» знакомит своих читателей со многими произведениями, которые затем получили признание на высоких уровнях. Среди таких произведений «Взятие Измаила» М. Шишкина, стихотворения Б. Рыжего, «Монументальная пропаганда» В. Войновича, «Андерграунд» В. Маканина.
Журнал «Знамя» является одним из немногих «толстых» журналов, на постоянной основе рецензирующих книжные новинки. Статьи, опубликованные в разделах «Публицистика», «Критика», «Непрошедшее» - это свидетельства, архивы и мемуары.
В 2000 году в журнале открылась новая рубрика ««Non fiction».
«Знамя» трактует non fiction как литературу, содержащую все признаки художественности, но за вычетом вымысла.
В рубрике представлены:
- «Дезертиры: повесть в письмах» М. Гиголашвили,
- «49 дней с родными душами: лирические воспоминания» А. Давыдова,
- «Отдельный. Воспоминательная повесть» И. Лиснянской и т.д.
Журнал «Знамя», который в 1931 году возник как печатный орган Литературного объединения Красной армии и Флота, переживший и разделивший со страной все перипетии и потрясения, сейчас остается одним из лучших «толстых» журналов современности.