Новая драма — это мировоззренческий кризис в драматургии конца 19 - начала 20 вв., противопоставивший свои принципы романтической и классицистической театральной системам.
Развитие современной драматургии
«Современная драматургия» - емкое понятие как в хронологическом плане, так и в эстетическом. Новые классики – В. Розов, А. Арбузов, А. Вампилов, А. Володин – существенно обновили традиционный жанр русской реалистической драмы, проложили путь к новым открытиям. Свидетельством этому является творчество драматургов «новой волны» 70-80-х гг.: А. Галина, Л. Петрушевской, А. Казанцева, В. Арро, Л. Разумовской, В. Славкина и т.д., и «новая драма» постперестроечного периода, связанная с именами М. Угарова, Н. Коляды, А. Шипенко, М. Арбатовой и т.д.
Современная драматургия – это многоаспектный художественный мир, который стремится преодолеть стандарты и шаблоны, выработанные идеологической эстетикой соцреализма и реалиями эпохи застоя.
Советская драматургия провозгласила необходимость социальной, нравственной и экономической перестройки общества. Драматурги 60-80-х гг. и их персонажи с мужеством и упорством с театральных подмостков показывали пороки системы, которая разрушала страну, человеческое сознание, природу. Гражданское мужество в условиях идеологического диктата проявляли А. Эфрос, О. Ефремов, М. Захаров, Ю. Любимов, Г. Товстоногов. Их усилиями создавались спектакли-митинги (например, «Протокол одного заседания» А. Гельмана, «Человек со стороны» по пьесе И. Дворецкого, «Диктатура совести», «Так победим!» М. Шатрова); спектакли-притчи с социально-философским подтекстом («Тот самый Мюнхгаузен», «Забыть Герострата!» Гр. Горина, «Беседы с Сократом» Э. Радзинского, «Ящерица», «Две стрелы» А. Володина.
В эпоху застоя «чеховская ветвь», русская психологическая драма, которая была представлена пьесами Розова, Арбузова, Вампилова, Володина, переживала непростые времена. Драматурги обращали зеркало внутрь души человека и тревогой фиксировали и пытались объяснить процесс нравственного разрушения общества, обесценивание «морального кодекса». Пьесы этих авторов вместе с прозаическими произведениями В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, В. Астафьева, песнями В. Высоцкого, А. Галича пронизаны болью: «Что с нами приключилось?», «откуда это в нас??». Это происходило в условиях жесточайшей цензуры, в период политического и эстетического диссидентства, рождения самиздата, андеграунда.
В 80-е годы на волне «перестройки» многие произведения пробились в печать и на сцену. В первую очередь, антигулаговские и антисталинские пьесы:
- «Анна Ивановна» В. Шаламова;
- «Колыма» И. Дворецкого;
- «Тройка» Ю. Эдлиса;
- Произведения А. Солженицына;
- «Мать Иисуса», «Кастручча» А. Володина;
- «Брестский мир» М. Шатрова.
М. Рощин в пьесе «Седьмой подвиг Геракла» придумал образ богини лжи Аты. Она, выдавая себя за Истину, называя черное белым и наоборот, властвовала в Элладе «развитого социализма».
Начавшаяся в советском обществе перестройка повлияла на культурную ситуацию. В то же время возникла парадоксальная реакция. Многие, наконец получив долгожданную гласность и свободу, растерялись. Появилась потребность «остановиться», чтобы понять смысл происходящего.
Положительным было и то, что в новых обстоятельства призывы чиновников от искусства быть «командой», писать «на злобу дня», «отразить», «не отставать от жизни», провести конкурс на «лучшую пьесу о перестройке» не срабатывали. Об этом говорил В.С. Розов на страницах издания «Советская культура». Писатель отмечал, что не бывает специальной пьесы «о перестройке», есть просто пьеса, а тематические ограничения неизбежно порождают «поток псевдоактуальной халтуры».
Так началась новая эпоха. Планка критериев художественности и правды в размышлениях драматургов о современности была поднята высоко. Зритель ждет умного, несуетного разговора о главном, о насущном и вечном, отмечал Ю. Эдлис.
Современная «новая драма»
Основной тематикой современных пьес является:
- отношения в семье;
- проблема распада семьи;
- тема «лишнего человека»;
- проблема обесценивания духовных ценностей;
- экзистенциальные проблемы;
- тема урбанистической культуры;
- наркомания;
- тема одиночества и т. д.
Современный молодой драматург Я. Пулинович считает, что «новая драма» в первую очередь учит сопереживанию, заставляет обратить внимание на то, что тревожит и беспокоит. Этому молодое поколение драматургов учил Н. Коляда, который считал, что в любой пьесе возможно проявление авторской боли. Драматургия «новой драмы» разнородна - это и пьесы, написанные хорошим литературным языком, и документальные тексты. Сегодня «новая драма» - это движение российской периферии.
Внимание и интерес современных драматургов сосредоточены на масштабе личности героя. Часто пьесы создаются на злобу дня, а сюжеты произведений основываются на личном опыте. Описываемые проблемы при этом должны быть интересны автору.
Социальное уже не является чем-то самостоятельным, отдельным, он вошло в ткань произведений, определяя их тематику и проблематику, влияя на жанровую природу произведения.
Меняется и способ описания реальности. В 2000-е годы драматурги были увлечены реализмом и натурализмом, затем он стали сознательно дистанцироваться от реальности. Задачей современных драматургов является запечатление субъективного восприятия реальности. Драматургу не так интерес объективный мир, субъективная репрезентация выходит на первый. Ключевым фактором становятся не события в жизни персонажей, а их отношение к событиям.
Происходит «очищение» русского языка от откровенного мата и жаргонизмов, а на смену желанию шокировать страшными картинами реальности пришло желание анализировать происходящее. Мистика пришла на замену сатиры. Кажется, что современнее драматурги устали бороться с жесткой реальностью рациональными способами.
Языковое своеобразие современной комедии раскрывает психоаналитическую правду жизни, преобразует драму в психологическую разновидность («Синдром выученной беспомощности» Н. Боренко, «Лапушка» В. Алдаева).