Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Жанровая специфика комедии «На всякого мудреца довольно простоты»

Теория драмы — это фундаментальная филологическая наука, изучающая законы и развитие драмы.

Особенности драматургии А. Н. Островского

Формирование идеала общественной комедии и становление современного театра 1840-х годов происходило под влиянием драматургии Н.В. Гоголя и его критических выступлений. Предпосылки для нового отношения к театру и нового понимания трагического и смешного создавала его комедия «Ревизор». Творчество А. Н. Островского стало вершиной отечественной драматургии второй половины 19 века. В 1850 году была написана первая «большая» комедия А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся!», которая дала представление о новом театре. Островский принимает взгляд Гоголя на особое значение общественной комедии и внимательно относится к кругу сюжетов, поставленным им в драматургии, но уже с самого начала своего литературного пути он проявляет полную независимость в осмыслении и интерпретации современных коллизий.

По мнению Островского, современные социальные конфликты наиболее ярко себя проявляют в купеческой среде. Он считает, что в купечестве прошлое и настоящее общества слились в противоречивое и очень сложное единство. В своих пьесах Островский разоблачает пороки купечества, анализирует их, вскрывает их исторические причины и предвидит возможные проявления этих пороков в будущем.

Замечание 1

Целью Островского было создание жизнеутверждающей комедии, основанной на народно-игровых традициях и фольклорных мотивах.

Сказочный или легендарный сюжет в произведениях Островского «прорастает» современной проблематикой. Писатель видит наряду с поэзией народных праздников и обрядов нищету тружеников, тяжесть зависимости детей от родителей, работника от хозяина, образованного бедняка от безграмотного толстосума. Писатель отмечает и социально-исторические изменения, которые грозят патриархальному кладу разрушением.

«Жанровая специфика комедии «На всякого мудреца довольно простоты» » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Как правило, действие в пьесах Островского происходит в одной семье или же в узком кругу людей, которые связаны с семьей героев. С начала 50-х годов конфликты в произведениях Островского определяются, помимо внутрисемейных отношений, еще и состоянием города, общества, народа.

В творчестве Островского в 60-70 годы происходит усиление сатирического элемента. Писатель создает ряд произведений, в которых преобладает сатирический подход. Наиболее значительными из них являются «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты». В этот период писатель возвращается к принципу «чистой комедии», переосмысляет и возрождает ряд структурных особенностей гоголевской комедии. Особое значение приобретает характеристика социальной среды и общества. Часто Островский использует схему сюжета о «плутах» («На всякого мудреца довольно простоты»).

Художественная система А. Н. Островского предполагает равновесие комедийного начала и трагического, идеала и отрицания.

Во многих отношениях его драматургия противоречила канонам европейской, для которой характерны сложная интрига, тенденциозно-однозначное решение злободневных проблем и принцип «хорошо сделанной пьесы». Островский же негативно относился к сенсационно-актуальным пьесам, к театральным эффектам и ораторским речам персонажей.

Характерным сюжетом для произведений Островского является «жизнь обыкновенная». Сам драматург подчеркивал, что жизненность и простота сюжета являются главным достоинством литературного произведения.

Основными типовыми ситуациями, на которых основаны драматические конфликты пьес Островского, являются:

  • любовь и стремление возлюбленных соединить свои судьбы вопреки сословным предрассудкам и материальным расчетам;
  • жажда духовной независимости;
  • борьба за существование;
  • стремление защитить свою личность самодурства власть имущих;
  • муки самолюбия «маленького человека».

Жанровые особенности пьесы «На всякого мудреца довольно простоты»

Именно в комедии «На всякого мудреца довольно простоты», написанной в 1868 году, складывается тип сатирической комедии, характерной для творчества Островского. Драматург, который ранее в своих произведениях обращался к купеческой среде, в этом произведении впервые изображает дворянское общество. Материал, выбранный Островским для новой пьесы, свидетельствует об особом историческом чутье писателя. Исторический момент, который изображен в пьесе, практически совпадает со временем ее написания. Столь точное приурочение происходит благодаря тому, что изображенное в произведение состояние общества, общественное поведение изображенных типов, их социальное самочувствие обладают достоверностью и четкостью почти научного исторического анализа.

В этой пьесе Островский изображает острый, переломный во многих отношениях, период жизни русского общества.

В комедии «На всякого мудреца довольно простоты» нет положительных персонажей. Герой пьесы слегка оступился в своем шествии к богатству и успеху, однако финал оставляет в уверенности, что это – временно. Комедию нельзя назвать мрачной. От этого произведения остается впечатление веселого торжества автора и зрителя над миром ничтожных людей. Этот эффект достигается главным образом тем, что на посмешище выставляются все тени прошлого, которые себя воображают активными деятелями жизни, являясь на деле лишь глупыми и беспомощными тенями.

Конфликт в этой комедии лишен внешней остроты. Единственный активный деятель в этом произведении – Глумов, от которого и исходят все повороты интриги.

Драматург в новой пьесе отказывается от изображения деспотов, которые приносят окружающим, зависящим от них, страдание и гибель. Островский изображает обычную, будничную жизнь богатых господ. И в этой обычной жизни, не совершая злодеяний, герои пьесы обнаруживают свою пустоту, аморальность, низость, бессилие и глупость. Именно таким в комедии изображено дворянство. Исключением оказывается только Глумов.

Особый конфликт этой пьесы является художественным выражением сатиры особого типа. В этом случае объектом сатиры стали не столько личности, сколько сам ход вещей, уклад жизни в целом. Именно поэтому в этой пьесе нет злодеев и жертв. Поэтому Глумова нельзя назвать однозначно отрицательным персонажем, ведь от его действий никто не пострадал. Единственным человеком, перед которым он виноват, является он сам.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot