Социально-психологическая драма — это разновидность драмы, в которой конфликт героев связан с их социальным положением, и особое внимание уделяется изображению внутреннего мира героев, их переживаний, а также мотивов, определяющих их действия и поступки.
Комиссар В. Вишневского
«Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, героико-революционная по содержанию и модернистская по форме, это взволнованный рассказ автора о том, как анархический отряд моряков под руководством женщины-комиссара становится полноценным сплоченным революционным полком.
Для пьесы характерны следующие черты:
- Отсылки к древнегреческому театру, античности;
- Трагедия в агитационном жанре;
- Отсутствие имен;
- Многогеройность;
- Обозначение времени и места действия;
- Особый характер ремарок.
Название пьесы автор составил по следующей формуле: оксюморон + обозначение жанра.
Героиня пьесы Вишневского – женщина. Женщина-комиссар усмиряет анархический матросский отряд и создает из него героический революционный полк. В пьесе героиня так и называется – Комиссар, без каких-либо дальнейших уточнений: автор не называет ни имени, ни фамилии героини. Иногда это приводит к путанице в авторских ремарках. Например, в одном месте пьесы ремарка: «Комиссар остался один», в другом: «Комиссар мертв». А речь, между тем, идет о женщине, и соответствующие грамматические согласования других местах автор делает в женском роде.
Ремарки у В. Вишневского играют не вспомогательную, а текстовую, значимую роль.
В. Вишневскому удалось передать особый психологический портрет эпохи, когда за клевету можно было поплатиться жизнью. Например, случай с кошельком, когда женщина обвинила в краже матроса, а товарищи его убили: «не воруй!». Но после женщина нашла кошелек у себя в кармане, за что матросы убили и ее: «не ошибайся!».
В пьесе Вишневского у героев нет имен – они являются знаками:
- Первый ведущий;
- Второй ведущий;
- Комиссар;
- Боцман;
- Командир корабля;
- Первый старшина;
- Второй старшина;
- Сиплый.
Это характеризует героев, но обобщенно на месте каждого можно представить кого угодно. Существует мнение, что прообразом Комиссара в пьесе Вишневского послужила Лариса Рейснер. Рейснер – одна из красивейших женщин революции, дочь профессора, частая посетительница изысканных литературных салонов, писавшая острые политические памфлеты и сочинявшая стихи, с первых дней ушла в революционную стихию. Рейснер была комиссаром Морского Генерального штаба, членом боевого экипажа Волжской флотилии, разведчицей в тылу у белых. Лариса Рейснер, как и многие ее товарищи, прожила короткую жизнь.
Но прототипом Комиссара в «Оптимистической трагедии» была не только Рейснер. Исследователи считают, что на создание образа Комиссара писателя вдохновила Евгения Бош, женщина другого поколения и схожей судьбы. Евгении Бош в годы гражданской войны было примерно пятьдесят лет. Бош под Харьковом остановила эшелон матросов-анархистов. Бош была очень сдержанной, имела манеры старой интеллигентки. Она всегда была чрезвычайно вежлива.
И эти две судьбы переплелись в Комиссаре. От Ларисы Рейснер ей достались вдохновение, страстность, прелесть женственности, порыв, а от Евгении Бош – спокойствие, ровность характера, безукоризненная и невозмутимая вежливость, тихое бесстрашие.
Но помимо этих двух судеб в образе Комиссара есть большой кусок жизни и судьбы самого Вишневского, его революционной юности, биография мальчика из хорошей семьи, бежавшего в гущу революционной бури.
«Таня» А. Арбузова
А. Арбузова называют певцом женщины. Он один из немногих русских драматургов, умеющих так поэтично, любовно, вдохновенно, глубоко и тонко прописать женский характер с его капризами, причудами, лукавством, кокетством, затаенной ранимостью, простодушием, сложным соединением подчиненности и эмансипированности, беззащитностью и силой. Именно женская судьба и женский характер оказывают непосредственное влияние на движение событий произведения, проясняют их.
Талант Арбузова в полную силу проявился в драме «Таня». Пьеса посвящена М. И. Бабановой. По словам писателя, замысел произведения возник из обычного желания предостеречь, уберечь от бед близких людей. Судьба героини, какой она представлялась Арбузову, заключала в себе жизненный урок, жестокий, но очень полезный. Писатель негативно относится к судьбе героини, которая ради любимого человека отказалась от себя.
Через пьесу «Таня» Арбузов пытается доказать, что предназначение женщины – это карьера, работа, долг, и лишь это вечно, и только это необходимо, а семья – это второстепенные, зыбкие вещи.
В психологической драме Арбузова важное значение имеет возраст героини. Тане – 18 лет. Она вступает в жизнь, поэтому лишена социальных намерений и устремлений. Главные жизненные интересы молодых женщин сосредоточены вокруг интересов родных, друзей, дома. Героиня пьесы бросает институт, чтобы помогать любимому супругу делать чертежи. Таня полностью растворяется в его жизни.
Героине свойственно удивление многообразию мира. Парк в Сокольниках Таня воспринимает как сказочный лес. Героиня пьесы Вишневского обладает женским обаянием. Она по-детски непосредственна в выражении эмоций и чувств. Для нее характерна естественная нравственность, искренность, чистота. Арбузов в своей психологической драме реабилитирует женскую слабость, нужду в опоре, незащищенность.
Миромоделирующее значение имеет любовный сюжет. Любовь утверждается как главное содержание человеческой жизни. Писатель ставит свою героиню в ситуацию утраты любви. Но любовь дана ей на пороге нового этапа жизни – Таня ждет ребенка.
Вишневский в пьесе «Таня» представляет оппозицию двух моделей преображения: прогрессистскую модель – изменение внешнего мира и модель внутреннего изменения. Прогрессистская модель связана с Германом, вторая модель – с Таней. Сюжет произведения можно интерпретировать как инициацию главной героини, но связана она не с приобщением к социальным потребностям, а с духовным обогащением.
Арбузов в образе Тане изображает человека, вышедшего из мифов истории в реальную жизнь. Он восстанавливает значение женственности, внутреннего мира личности, интимной сферы человеческой жизни.