Реализм — это направление в искусстве и литературе, которое ставит своей целью правдивое воспроизведение реальной действительности в типичных ее чертах.
Сюжет повести «Олеся»
Действие повести А. И. Куприна «Олеся» происходит в деревне Переброд на окраине Полесья. Молодой писатель однажды оказывается на болоте у дома местной ведьмы Мануйлихи, где знакомится с Олесей. Между главным героем и девушкой возникает чувство любви, однако молодая колдунья видит, что ее ждет погибель, если она посмеет связать судьбу с нежданным гостем.
Но любовь оказывается сильнее страха и предрассудков. Олеся хочет обмануть судьбу. Девушка ради Ивана Тимофеевича даже идет в церковь, куда ей по роду занятий и по происхождению запрещено ходить. Однако герой повести этого не понимает и не успевает спасти возлюбленную от разъяренной толпы. Олесю жестоко избивают. В отместку молодая колдунья шлет на деревню проклятье, и в эту же ночь случается сильная гроза. Мануйлиха и Олеся, зная силу людского гнева, покидают свой дом. Когда Иван Тимофеевич приходит утром в дом любимой, то находит там только красные бусы. В повести красные бусы являются символом их короткой, но сильной и настоящей любви.
Основной темой произведения Куприна является любовь Олеси, готовность к самопожертвованию.
Еще одним смысловым направлением повести является тема противостояния обычного мира и мира людей природы. Жители деревни, городов, даже сам главный герой являются представителями обыденного мышления. Оно пронизано условностями, предрассудками, разного рода клише.
А мировоззрение Мануйлихи и Олеси – это открытые чувства, свобода. Это обусловливает развитее в произведении темы природы. Олеся выросла на природе. Природа же является и незаменимой помощницей, которая позволяет Мануйлихе и Олесе жить вдали от цивилизации и людей. Природа им дает все то, что необходимо для жизни.
Огромную роль в повести играет роль пейзажа. Он является отражением взаимоотношений героев, их чувств.
Разнообразна и проблематика повести. Куприн вырисовывает конфликт между обществом и между людьми, которые в это общество не вписываются. Общество не готово понять тех, кто от них хоть чем-то отличается, не пытается притворяться, живет по своим правилам.
Ярче всего проблема отношения к молодой колдунье проявляется в сцене ее похода в церковь. Для деревенского православного народа появление в церкви той, что служит злым духам, кажется настоящим оскорблением. Люди у церкви, где просят милости Божией, сами свершили жестокий и беспощадный суд. На основе этой антитезы Куприн хотел показать, что в обществе представление о добром, праведном и справедливом искажено.
Идея повести «Олеся» состоит в том, что люди, который выросли вдали от цивилизации, намного деликатнее, благороднее, вежливее, добрее, чем самое цивилизованное общество. Куприн намекает на то, что стадная жизнь стирает индивидуальность личности, отупляет ее. Толпа неразборчива и покорна, и часто над ней берут верх далеко не лучшие ее представители. Обитатели деревни в повести Куприна показали себя дикарями. Куприн старается донести мысль, что людям следует вернуться к природе, снова научиться жить в гармонии с ней, с миром, с собой.
Драматизм событий в повести А. И. Куприна «Суламифь»
Сюжет повести А.И.Куприна «Суламифь» можно кратко представить в нескольких словах: царь Соломон, разлюбил свою жену Астис, влюбился в Суламифь, простую девушку, Астис дала приказ начальнику стражи убить Суламифь, когда злодеяние свершилось, Соломон выгнал жену из страны.
Эта история оставляет магическое впечатление, завораживает читателя. С самых первых слов становится ясно, что это повествование навеяно библейскими мотивами. Деяния царя Соломона перечисляются в Книге Царств Ветхого Завета.
В повести Куприн поднимает такие проблемы, как:
- Ревность;
- Зависть;
- Эгоизм;
- Кризис среднего возраста.
Повесть Куприна напоминает театральную пьесу. Он перемещает читателя со сцены строительства храма в роскошный дворец, а судебное заседание обрамляет чувственными любовными картинами.
Сюжетная линия любви Соломона и Суламифи в повести противопоставляется любви Элиава к Астис. На первый взгляд, образ царя Соломона, как и остальных героев произведения, статичен. Но автор, показывая царя как строителя храма, мудреца, правителя или же как страстного любовника, словно любуется им, раскрывает разные грани его личности.
Суламифь читатель видит глазами влюбленного в нее Соломона. Ее незаурядная красота, юная прелесть отражена в его словах, а внезапно проснувшиеся чувства делают ее мудрее. Суламифь - единственный персонаж, характер которого меняется по ходу повествования.
В начале повести она предстает наивной девочкой из виноградника, внимающей мудрости царя Соломона. В конце произведения она приобретает черты мистической пророчицы своей же смерти.
Совершенно другое отношение Куприна к Астис. Ее красота искусственна. Перед читателем она предстает с синими волосами, набеленная, нарумяненная, с горящими, как «у зверя кошачьей породы», глазами.
Мстительная развратница, охваченная ревностью, Астис является источником трагедии. Слуга Астис, Элиав, влюбленный в нее, после совершения злодейства становится похож на «шакала, испуганно выползающего из комнаты».
В повести Куприна много перечислений. Каждый предмет дополняется ярким сравнением, точным эпитетом, оживает и становится будто осязаемым.
Творчество Куприна критики часто относят к направлению реализма. но повесть «Суламифь» является одним из самых романтических произведений писателя-реалиста.
Куприн идею своего произведения вложил в уста царя Соломона, который говорит о том, что пока люди будут любить друг друга и красота тела и души будет самой лучшей мечтой в мире, до тех пор имя Суламифь будет произноситься с благодарностью и умилением.