Натурфилософская концепция Заболоцкого в ранний период творчества
Основу натурфилософской концепции Николая Алексеевича Заболоцкого составляет представление о мироздании как целостной единой системе, которая объединяет в себе все живые и неживые формы материи, находящиеся в постоянном взаимодействии и взаимопревращении. Это сложный организм природы, развитие которого осуществляется в процессе перехода от первобытного хаоса к гармоническому упорядочиванию всех элементов системы. Главную роль здесь играет сознание, присущее природе.
По выражению К. А. Тимирязева, это сознание , "глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека».
Именно по этой причине призванием человека является забота о преобразовании природы, однако в этой деятельности человеку необходимо видеть в природе не только ученицу, но относится к ней и как у учительнице, так как эта вечная, несовершенная система включает в себя загадочный мир будущего, а также мудрые законы, которые необходимо соблюдать человеку и которыми он должен руководствоваться.
В своей поэме «Торжество земледелия» Николай Заболоцкий утверждает, что именно с социального совершенствования общества людей и начинается эта самая миссия разума, а затем происходит распространение социальной справедливости на отношения человека ко всей живой и неживой природе.
Основной темой стихотворений Заболоцкого 1926-1928 годов является зарисовки городской жизни, которые включают в себя все противоречия и контрасты того времени. сельскому жителю, оказавшемуся в городе, новое место представляется порой зловещим и совершенно чуждым, а порой привлекательным своей особенной, причудливой живописностью. В своем творчестве 20-х годов Николай Заболоцкий осмысливает свое отношение к городу и пытается в процессе этого осмысления связать социальные проблемы с представлениями о взаимозависимости и взаимосвязи человека с природой.
В стихотворениях, написанных в 1926 году, особенно четко просматриваются натурфилософские взгляды Заболоцкого («Лицо коня», «В жилищах наших»).
В ряде стихотворений автор сатирически изображает духовную ограниченность и пошлость обывателя. Предпосылкой для этого послужила твердая убежденность Заболоцкого в пагубности отказа городских жителей от естественного существования в согласии с природой и долга по отношению к природе. Примерами таких произведений являются:
- «Новый быт»
- «Вечерний бар»
- «Свадьба»
- «Ивановы» и другие.
Читатель глазами Заболоцкого видит этот замкнутый мир города, который гораздо шире цивилизации, и характеризуется у Никлая Заболоцкого мотивами пошлости, знаками которой выступают самовар, примус, джаз, кошки, гитара; продажности – поэт подчеркивает, что на продажу выставляется буквально все – калеки за милостыню продают свое уродство, бабы (девки, дамочки) продают свою любовь; утраты собственной индивидуальности. Поэт говорит о том, что круг интересов этой толпы калек, мужей, кавалеров, пролетариев, Ивановых весьма прост – это «визг гитары», «бутылочный рай», «цирк» и т.д.
Главными ориентирами мира абсурда Заболоцкий видит духовное обнищание, отсутствие высокой культуры и красоты. Николай Заболоцкий в своей натурфилософской концепции подчеркивает, что деградировавший мир людей, спившихся, обладающих перевернутыми понятиями о настоящих ценностях, является менее человечным, чем естественные животные, которые кажутся ему более одухотворенными.
В 1930-е годы, после гротескного мира «Столбцов», Николай Заболоцкий написал ряд поэм и стихотворений, в которых обращается в чистому, прекрасному, разнообразному миру Природы. К таким стихотворения относятся:
- «Торжество земледелия»
- «Волк»
- «Школа жуков»
- «Деревья»
- «Подводный город»
- «Безумный»
- «Людейников»
- «Человек в воде».
Основу творчества 1930-х годов составляет натурфилософская концепция мироздания. Николаю Заболоцкому в этот период творчества свойственен пантеизм. Мир Природы, изображаемый поэтом, является одухотворенным. Деревья имеют руки и глаза, а лицо коня умно и прекрасно. Речка в представлении Заболоцкого является «девочкой невзрачной», которая «притаилась среди трав. То смеется, то рыдает, ночи в землю закопав».
Это не является традиционной поэтической метафорой, которая строится на антропоморфизме, уходящем вглубь веков. В этом случае это именно натурфилософские тенденции отождествления мира и бога, растворения бога в природе.
Антропоморфизм – наделение явлений природы человеческими свойствами либо персонификация природных объектов и явлений.
В более поздний период творчества образ природы выступает в качестве ученицы, которую человек, мудрый учитель, засаживает за учебу.
Таким образом, введенный Николаем Алексеевичем Заболоцким в отечественную литературу новый тир образа является по своим мифологическим корням чрезвычайно глубоким. Основу этого образа составляет вера Заболоцкого в бессмертие всего существующего, а также в способность существ к перевоплощению, превращению друг в друга.
Среди поэтических пристрастий Заболоцкого необходимо отметить обилие насекомых, в частности кузнечиков и жуков, которые являются воплощением достоинства малых тварей. Через многие произведения поэта проходят коровы и кони, которые знаменуют порабощенность человеком и право на свободную жизнь в будущем.
Позднее творчество Заболоцкого
Постепенно происходило укрепление положения Николая Алексеевича Заболоцкого в литературном обществе Ленинграда. Поэт жил с семьей в «писательской надстройке», располагавшейся на Канале Грибоедова. Заболоцкий принимал активное участие в общественной жизни ленинградских литераторов. Произведения Заболоцкого «Север», «Прощание», «Горяйская симфония» получили массу одобрительных отзывов со стороны критиков. А в 1937 году была издана первая книга Заболоцкого, куда вошли семнадцать стихотворений.
В это же время поэт начал работу над поэтическим переложением древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве». Одновременно он начал писать собственную поэму «Осада Козельска», писал стихотворения, делал переводы стихотворений грузинских поэтов. Однако это благополучие вскоре было нарушено.
В марте 1938 года Николая Заболоцкого по ложному доносу арестовали. Поэт был на длительное время оторван от свободы, от своей семьи и от творчества. В качестве материала обвинения в деле Заболоцкого выступали критические статьи и обзорная рецензия, которая существенно искажала идейную направленность творчества поэта и его существо. До 1944 года Заболоцкий находился в исправительно-трудовых лагерях в Алтайском крае и на Дальнем Востоке. Затем до 1945 года поэт жил вместе со своей семьей в Караганде. А в 1946 году, получив разрешение вернуться в Москву, поэт снова начал творческую деятельность.
Однако, несмотря на изменения в творчестве, произошедшие после многолетнего молчания, Заболоцкий остался верным своей натурфилософской концепции. И как только появилась такая возможность, он снова вернулся к своим замыслам.