Антитеза – это риторическое противопоставление понятий, образов, положений, состояний, связанных внутренним смыслом или общей конструкцией.
Образ грозы в пьесе Островского
Большую роль в понимании драмы А. Н. Островского «Гроза» играет название. В произведении образ грозы многозначен и необычайно сложен. Гроза – это символ идеи произведения. Образ грозы в драме имеет несколько значений и освещает практически все грани трагической коллизии в произведении.
В композиции драмы гроза играет особую роль. Образ грозы появляется в первом же действии, когда Катерина делится с Варварой своими мечтами и намекает на свои тайные чувства.
В начале четвертого действия собирающаяся гроза предвещает трагедию. Однако разражается она в кульминации пьесы, в сцене признания Катерины мужу и свекрови в своем грехе.
Гроза участвует в действии как реальное природное явление. Она оказывает большое влияние на поведение персонажей.
Однако в пьесе гроза имеет и переносное значение. например, грозой Тихон называет брань, ругань и выходки Кабанихи. Примечательно то, что Кулигин, являющийся сторонником мирного искоренения пороков, предлагает Дикому сделать громоотвод. Здесь громоотвод служит аллегорией - писатель говорит о том, что мирное, мягкое противостояние порокам путем их обличения в книгах является своеобразным громоотводом.
Каждый из персонажей по-своему воспринимает грозу. Например, Дикой считает, что гроза посылается в наказание. Он говорит о том, что люди должны грозы бояться, в то время как вся его власть основана именно на страхе.
И совершенно другое отношение к грозе у Кулигина, который видит в ней живительную силу.
Образ грозы позволяет Островскому раскрыть характеры персонажей произведения. Катерина тоже боится грозы. Она считает, что гроза – это божья кара. Героиня не рассуждает о пользе грозы. И боится Катерина не наказания, а греха. Страх девушки связан с сильной, глубокой верой и высокими нравственными идеалами. В ее словах о боязни грозы, в отличие от Дикого, звучит не самодовольство, а раскаяние.
Тема грозы тесно связана и с образом главной героини, с ее переживаниями, душевным состоянием. В первом действии гроза становится выражением смятенной души Катерины. Именно в этот момент героиня признается Варваре, что любит другого.
Гроза появляется каждый раз, когда, когда буря бушует в душе Катерины.
Любовь Катерины и стремление к свободе является своего рода вызовом, прогремевшим, словно гроза, над силами «темного царства». Победа Катерины состоит в том, что слухи о Кабанихе и ее роли в самоубийстве Катерины неизбежны, скрыть правду не удастся. Даже Тихон говорит матери: «Вы ее погубили!».
Гроза в драме Островского, как и в природе, соединяет в себе созидательную и разрушительную силу. В пьесе гроза символически выражает идею произведения.
Смысл названия пьесы
Гроза для людей 19 века, не знающих о физических законах и об электричестве, представлялась ужасным, пугающим явлением. Люди наделяли его таинственным смыслом. С грозой было связано поверье о гневе божьем. Гроза обрушивается на людей, чтобы напомнить о страшном суде, на котором каждый ответит за совершенные грехи.
Но с другой стороны, гроза является вестником обновления, так как она в основном связана с наступлением весны. Дожди с громом очищают воздух, листву, землю. Обычно перед грозой душно, а после нее свежо и так легко дышать. Страх, вызванной раскатами грома, проходит, наступает ощущение радостного обновления. Мир словно становится чище.
В пьесе «Гроза» А. Н. Островский использует оба значения грозы. Писатель вводит в текст и грозу как часть природы, и ее символическое значение – Катерину. Главная героиня играет роль очищающей силы в жизни калиновцев.
Образ Катерины получает полное соответствие с символическим значением грозы в конце пьесы. Самоубийство Катерины для города стало поистине ужасным событием. Ее смерть всколыхнула сердца людей, перевернула привычный мир и заставила задуматься.
Но есть и другое значение символа грозы – заслуженное наказание. И в этом случае гроза выступила в пьесе действующим лицом, напомнившим Катерине о ее преступлении – измене мужу.
Главная героиня и гроза имеют еще одно сходство. Согласно задумке Островского, Катерина и гроза играют роль антитезы по отношению к окружающей действительности: Катерина противостоит душному обществу Калинова, гроза разрушает духоту воздуха.
В произведении гроза как сильный дождь с громом и молниями и грозовое значение смерти Катерины совпадают в кульминации. Писатель этим ставит точку в конфликте пьесы. Одним движением пера он разрешает проблему противостояния главной героини и Кабанихи. Катерина оказывается победительницей.
Таким образом, название драмы Островского решило сразу несколько задач:
- Отразило тему, проблематику произведения;
- Раскрыло идею пьесы;
- Пояснило значение образа Катерины, главной героини произведения.
Гроза присутствует также и в жизни других калиновцев. Так, для Дикого и Кабановой гроза появляется в лице Катерины и Кулигина. Эти персонажи свидетельствуют о том, что перемены, которые косные калиновцы отказываются принимать, уже не за горизонтом.
С появлением в русской литературе А. Н. Островского многое изменилось. В частности, произошли перемены в драматургии. Островский открыл новый конфликт и новую среду – купечество. Следовательно, появились новые герои, новый смысл пьес. Островский заметил обреченность патриархального мира и показал это в своих произведениях. В пьесе «Гроза» он изображает постепенное разрушение старых устоев как грозу. Она медленно приближается и разгорается в полную силу, сметает все на совеем пути. гроза является олицетворением перемен в обществе и в жизни, поэтому слово «гроза» является ключевым для произведения.
Гроза в пьесе Островского является и символом любви главной героини к Борису. В их отношениях, как и в грозе, есть что-то стихийное. И эта любовь, как и гроза, не приносит героине радости.
Пьеса была написана в 1859 году. В этот период в стране назревала смена общественных устоев, поэтому произведение было воспринято как выражение стихийных революционных настроений народа.