Звукосимволизм – это закономерная, фонетически мотивированная, непроизвольная связь между звучанием и значением слова.
Звуковая символика в произведениях А. И. Куприна
Звукосимволическая подсистема языка является объектом фоносемантики. Ее основа – лексемы, в которых речевым звуком осуществляется передача образа, впечатления, ощущения обозначаемого предмета. Благодаря этому автор художественного произведения может создать нужный акустико-символический образ.
Ярким и показательным произведением с точки зрения звукосимволизма является повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Здесь звук и музыка пронизывают каждое слово, а соната Бетховена отражает многозначную смысловую структуру произведения. она проходит лейтмотивом через всю повесть и в финале достигает своего апогея.
В творчестве А. И. Куприна музыка имеет большое значение. В «Гранатовом браслете» «Аппассионата» Бетховена является символом неразделенной любви, она оправдывает и возвышает ее. Когда после смерти Желткова Вера Николаевна слушает сонату, ее мысли, возникающие под влиянием музыки, слагаются в слова «Да святится имя твое». Именно тогда она все поняла и почувствовала себя прощенной.
При этом Куприн не описывает саму музыку, не изображает ее, не говорит о музыкальных впечатлениях и образах. Он фиксирует слова, возникающие в воображении Веры, которые навеяны музыкой и словно исходят от Желткова, и эти слова насквозь музыкальны.
Во многих произведениях Куприна музыка становится особым «действующим лицом», например:
- «Страшная минута»,
- «Тапер»,
- «Ночная смена»,
- «Поединок»,
- «Олеся»,
- «Впотьмах»,
- «Юнкера»,
- «Молох».
Герои произведений любят музыку и обращаются к ней в минуты душевных потрясений и переживаний. В ранней повести Куприна «Впотьмах» главная героиня играет на фортепьяно, поет. И именно в тот момент, когда она поет, отец ее воспитанницы впервые осознает, насколько для него дорога эта девушка. В этот «музыкальный момент» завязывается драма, которая привела к гибели героев.
Коллизия произведения «Страшная минута» разворачивается под аккомпанемент романсов «Страшная минута» Чайковского и «Чаруй меня» Тарновского.
В повести «Молох» читатель слышит романс Чайковского «Средь шумного бала». Здесь музыка оказывает благотворное действие на героев, вызывает в них прекрасные чувства. Сцена пикника является примером восприятия музыки в соответствии с настроением героев.
В произведении «Тапер» два раза звучит венгерская рапсодия Листа.
В самом значительном произведении писателя – повести «Поединок» - музыке отведена особая роль. Главный герой повести подпоручик Ромашов очень любит музыку, он даже взял виолончель, чтоб заниматься. Он чувствует музыку. Музыка сопровождает сцену объяснения героя с Раисой Петерсон, провал на полковом смотре. Перед дракой с Николаевым Ромашов снова слышит музыку – аккорды панихиды Иоанна Дамаскина.
Куприн был необычайно внимателен к звукам, постоянно окружающим человека. Интересны и характеристики особенностей человеческого голоса, которые в своих произведениях приводит писатель. Здесь, наряду с привлечением звуков животных для сравнения (например, рычащий бас, квакающий голос, лающий голос, звериный визг и т.д.). писатель использует и музыкальные термины, добиваясь того, чтобы голоса именно «звучали». Для этого Куприн использует характеристики диапазонов певческого голоса – бас, тенор, фистула, а также музыкальные обозначения (октава, ноты), акустические характеристики (высокий, низкий) и сравнения с звучанием музыкальных инструментов (например, органные звуки).
При этом музыкальные впечатления писатель привлекает и для характеристики обстановки. Музыкальные ассоциации помогают А. И. Куприну и при изображении природы. Даже тишина у Куприна звучит.
Символические детали в повести «Гранатовый браслет»
Художественный мир, созданный писателем словом – это многомерная модель, построенная на системе символов и знаков. Именно символ делает текст объемным, помогает в лаконичной форме выразить глубинный смысл, суть переживаемых событий. За каждым символом идет целая цепочка ассоциаций, которые позволяют читателю интерпретировать произведение и находить в нем новые смыслы.
Своеобразным кодом к понимают текста повести «Гранатовый браслет», является подарок, который главная героиня получает в день именин. Автор обращает на него внимание уже в названии произведения.
Символично и имя главной героини повести, и дата - 17 сентября по старому стилю является днем памяти мучениц Надежды, Веры и Любви и их матери Софии. Подарки, которые получает Вера на именины, тоже символичны. Например, подаренные ей мужем серьги не вызывают у героини каких-либо неприятных ассоциаций. Но в художественной литературе жемчуг – это символ тревоги и слез.
Подарок сестры – старинный молитвенник, который переделан в записную книжку, тоже символичен. Он под стать Вере – изысканный, в очень красивом переплете, но не имеет духовного содержания.
В образе Желткова угадывается пасхальный мотив – яйцо является символом Воскресения. Портрет молодого человека тоже символичен – в нем отсутствуют реальные мужские черты, скорее, это иконописный лик. Символичен и возраст Желткова – «около тридцати-тридцати пяти». А комната с круглыми окнами, которая напоминает кают-компанию, ассоциируется с ковчегом. А шуточное прозвище Желткова намекает на то, что ему отведена особая роль – передать миру важное известие.
Символичен и подарок Желткова – в гранатовом браслете объединена и символика камня, и цветовая символика: красные гранаты символизируют любовь и жертвенность, а зеленый – надежду.
Таким образом, Желтков – это вестник, отправленный в этот мир, чтобы пробудить любовь, дать надежду. Однако сердца людей глухи, и мир продолжает жить по своим правилам и законам, в которые не вписывается любовь.
В произведениях Куприна много символики. Символичны и цветы, и природные явления, и звуки, и цвет.