3 сентября исполнилось бы 78 лет Сергею Довлатову, писателю, который прославился на Западе в 1970-е годы, но, к сожалению, умер слишком молодым в возрасте в 48 лет.
Ранние годы
Он родился в Уфе в разгар эвакуации во время Великой Отечественной войны. Так опасно начавшаяся жизнь, к счастью, вскоре наладилась, в 1944 году он вместе с родителями, оба из которых работали в театре, вернулся в Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Мать Довлатова воспитывала сына одна, из-за того, что отец, Донат Мечик, вскоре ушел от них.
После окончания школы он поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета. Однако через два года Сергея исключили из университета за регулярно пропускаемые лекции и плохую успеваемость. Сразу после отчисления из ВУЗа Довлатов был призван в армию и три года прослужил в системе исправительно-трудовых лагерей.
«Мир, в котором я появился, был ужасен», - сказал он однажды. Он много писал об опыте своей нелегкой армейской жизни. (Марш одиноких).
Начало карьеры писателя и журналиста
Вернувшись из армии, Довлатов решил попробовать себя в журналистике и поступил на факультет журналистики Ленинградского государственного университета. Однако его финансовое положение было довольно плохим, и он вынужден был найти работу в другом месте. Так, Сергей начал свою журналистскую карьеру в одной из местных газет. Довлатов начал работать в различных ленинградских изданиях журналистом, а в свободное время писал рассказы. Довлатов предпринял несколько попыток опубликовать свою прозу в СССР, но все эти попытки оказались безрезультатными: КГБ запретил публикацию его произведений из-за несоответствия официальной партийной идеологии об искусстве (его оппоненты называли его работы «идеологически враждебными»). Довлатов начал издавать свои произведения самостоятельно (так называемый «самиздат»), затем, в связи с тем, что некоторые из его работ были опубликованы в западных журналах в 1976 году, он был исключен из Союза Советских писателей.
Вскоре Довлатов покинул свой город. В поисках новой работы он внезапно переехал в Таллинн, столицу Советской Эстонии. Там он работал корреспондентом в местных газетах «Советская Эстония» и «Вечерний Таллин». Сергей стал достаточно успешным журналистом, а редактору Туроноку нравились его статьи. Эстонские коллеги часто говорили, что Довлатов умел превращать «любую чушь в гениальное письмо».
Единственной проблемой для главного редактора было то, что Довлатов слишком много пил. На самом деле он почти всегда появлялся в редакции пьяным, настолько, что они не могли предложить ему вести серьезные репортажи. Хотя редакция высоко оценила талант Довлатова как аналитика, писателя и журналиста, ему пришлось оставить работу и в Эстонии. Он не мог жить там без квартиры, друзей и семьи. Вдобавок КГБ пресекал его попытки опубликовать один из сборников рассказов.
Довлатов вернулся в Ленинград и начал работать в другой газете. Он снова попытался опубликовать свои рассказы, но журналы отказались их публиковать. Поэтому рассказы Довлатова появились в «самиздате», в подпольном диссидентском «клубе» советских литераторов. Он также начал издаваться за границей, в эмигрантских журналах.
Некоторое время он ездил в Михайловское, Псковской области, на работу экскурсоводом в Пушкинский Заповедник (Пушкинские холмы). Время, проведенное им на Пушкинских холмах, впоследствии послужило вдохновением для его романа «Заповедник».
Это было очень трудное время в жизни Довлатова. На самом деле, это был, пожалуй, худший период. Его жена Елена решила эмигрировать в Соединенные Штаты вместе со своей маленькой дочерью Катей. Хотя Довлатов и развелся с ней, он все же с трудом понимал, что семья покидает его. Сама Елена не знала, чего ожидать от этого неопределенного путешествия и смутного будущего в далекой, чужой стране. Однако она была уверена, что это лучший выбор. Довлатов не мог остановить ее и надеялся встретиться с ними снова. Он знал, что рано или поздно последует за ними. В то же время он глубоко любил свою страну и не хотел покидать ее.
Он остался с матерью и собакой Глашей.
«С каждым годом она [Глаша] становится все более и более человечной», - сказал однажды Довлатов. - На самом деле, когда она рядом, мне стыдно раздеваться!».
Между тем, он все еще не смог опубликовать ни одну из своих работ. Власти не спускали с него глаз. Он потерял работу и стал пить все больше и больше. Ситуация была критической, и перед ним встал острый и трудный выбор: либо остаться на родной родине, в Советском Союзе, остаться изгоем и недооцененным писателем, либо дезертировать и эмигрировать на Запад. В конце концов он выбрал последнее.
Возможно, именно из-за этих трудностей, связанных с публикацией и цензурой, Довлатов решил в 1978 году эмигрировать в США. Несмотря на сложности, куда бы он ни приходил, успех следовал за ним: он стал соредактором либеральной русской эмигрантской газеты «New-American», опубликовал множество романов, а одна из работ даже была опубликована в престижном журнале «The New Yorker» (редкое явление для любого писателя). Так работы Сергея стали полным хитом на Западе, но, к сожалению, не публиковались у него на родине до самой его смерти. Тем не менее, его произведения всё еще читали в Советском Союзе, хотя и тайно.
Особенности раннего творчества
Несмотря на то, что сам Довлатов крайне нелестно оценивал свои публикации доэмигрантского периода, именно в СССР начал формироваться индивидуально-авторский стиль писателя. В качестве сущностной характеристики ранних произведений автора следует назвать ярко выраженную репрезентацию культуры повседневности, отражение действительности в ее мельчайших проявлениях: произведения искусства, речевые обороты, предметы одежды, предметы быта, портреты политических деятелей, предметы быта – все это отражает современную Довлатову социокультурную реальность, особенности исторического развития общества и государства.