Сатира – это произведение, бичующее отрицательные явления действительности.
История создания произведения
Сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» - одно из наиболее ярких произведений отечественной литературы 19 века. Пародия на летописные источники, гротескное изображение российского государственного строя вызвали в обществе неоднозначную реакцию.
Замысел произведения писатель вынашивал довольно долго. Впервые образ Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя в очерках Салтыкова-Щедрина возник в начале 60-х годов – в период, когда в стране наблюдался подъем освободительной борьбы.
В 1867 году Салтыков-Щедрин опубликовал фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой». Позже этот рассказ лег в основу главы «Органчик».
В 1868 году Салтыков-Щедрин начал работать над полномасштабным романом. В 1870 году работа над произведением была завершена. На некоторое время Салтыков-Щедрин приостанавливал работу над романом ради литературно-критических статей и сказок.
Произведение первоначально называлось «Глуповский Летописец», но позже писатель изменил название на «Историю одного города». Роман был опубликован в журнале «Отечественные записки» частями. В 1870 году роман вышел отдельным изданием.
М. Е. Салтыков-Щедрин был главным редактором журнала «Отечественные записки».
После выхода произведения на Салтыкова-Щедрина обрушилась волна критики. Писателя обвиняли в искажении отечественной истории, в оскорблении русского народа. Интерес к творчеству Салтыкова-Щедрина пошел на спад. Практически ничем не прикрытая критика самодержавного строя, отображение реалий русского народа, , проблем, давно назревавших в обществе, откровенно пугала, не все оказались готовы принять правду в истинном свете.
Жанр, направление, композиция романа
«История одного города» - сатирический роман. Писатель всегда был сторонником этого вида комического, многие его произведения созданы в духе острой сатиры. Также роман часто относят к литературе абсурда. В «Истории одного города» реалистичное начало уступает место фантастике, преувеличениям, гротеску. При этом писатель активно использует фольклорные элементы – отдельные эпизоды романа похожи на сказки.
Салтыков-Щедрин часто использует в романе приемы иронии, юмора, гротеска.
Однако «История одного города» - неоднозначное произведение. Роман написан в форме летописи, но персонажи произведения кажутся фантастическими, а события напоминают больше бредовый сон, чем реальность.
Ряд исследователей находят в романе черты антиутопии.
Но в романе фантастика реалистична и правдива, нереальной является только внешняя оболочка событий и образов. Поэтому произведение относится к направлению реализма. Роман строится как летопись, которую ведут глуповцы. В этой летописи говорится об истории города с 1731 по 1826 г. Писатель называет себя издателем рукописи, найденной им в архиве.
Роман состоит из 16 глав, написанных якобы разными авторами. План повествования:
- Введение в историю Глупова;
- Описание 22 градоначальников;
- История о правителе Брудастом;
- Борьба за власть;
- Время правления Двоекурова;
- Спокойствие, наступление голода;
- Правление Бородавкина;
- Реформы, изменения в образе жизни глуповцев;
- Развращенность глуповцев;
- Власть Угрюм-Бурчеева;
- Рассуждение Василиска Бородавкина об обязательствах;
- Рассуждения Микаладзе об облике правителя;
- Рассуждение Беневольского о добросердечии.
В финале публикуются «Оправдательные документы», являющиеся, по сути, назиданием другим градоначальникам.
Тематика, проблематика, основная мысль романа
Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина – новаторское произведение, вышедшее за рамки художественной сатиры. Писатель, как патриот своей страны, не мог остаться безучастным к тому, что происходит в России.
В «Истории одного горда» писатель поднял острую тему – обличение несовершенства политического устройства России, при котором угнетенный народ принимает свое положение и считает это единственно возможным и правильным. На примере Глупова писатель пытался показать, что русский народ не может существовать без жесткого правителя, в противном случае он оказывается во власти анархии.
Несмотря на гротеск и сатиру, становится понятно, что автор лишь преувеличил тенденции, наблюдавшиеся в российском обществе. Даже порядок правлений градоначальников и следования событий соответствует исторической хронологии.
Основная мысль этого произведения состоит в том, что глупость перманентна и вечна, и ни один новый «реформатор» не сможет ее изжить. А новый градоначальник часто оказывается не лучше прежнего. Именно так и происходило в реальной истории России: толковые, умные деятели не удерживались у власти, а их реформы последующими правителями сводились на нет, в результате страна вновь возвращалась к нищете, неустроенности и дикости. Единственный источник бед Глупова – глупость, а не стяжательство, стремление к богатству и власти. Каждый градоначальник города имел свою неповторимую форму глупости, и потому характер народных бедствий постоянно менялся.
Смысл произведения Салтыкова-Щедрина заключается не в насмешке над Россией, а в стремлении писателя раскрыть обществу глаза на то, что происходит в стране, подвигнуть его к искоренению пороков.
Главные герои романа
Главными героями романа М.Е. Салтыкова-Щедрина являются градоначальники, вписанные в летопись Глупова, и сами глуповцы.
Глуповцы – собирательный образ русского народа. О глупости глуповцев ходят легенды. Никто не хочет быть правителем Глупова. В конце концов они находят того, который согласен возглавить город, но начинают понимать свою глупость и еще больше страдают от появления начальника. В каждой главе образ народа раскрывается с возрастающей иронией, которая переходит в гиперболу. Глуповцы любят власть, принимают правителей с благоговением и радостью. Они испытывают необходимость в начальнике, не обращая внимания на его внутренний и внешний облик. Так, глуповцы с радостью принимают в градоначальники итальянца, который заставляет всех готовить макароны, француза, любящего носить женскую одежду и есть лягушек.
Градоначальники Глупова:
- Брудастый по прозвищу «Органчик». В голове у Брудастого был механизм, позволявший ему говорить только одну фразу: «не потреплю», что не помешало ему составлять массу приказов и бумаг. Образ Брудастого символизирует ограниченность и глупость.
- Бородавкин был градоначальником дольше всех – почти 20 лет. Он воевал с населением за недоимки, сжег несколько деревень, чем добился дохода в несколько рублей. Бородавкин озеленил одну улицу, пытался строить академию, но построил тюрьму. К счастью жителей, внезапно умер.
- Прыщ – бывший военный. Пришел править, чтобы отдохнуть. За время правления Прыща жители неожиданно разбогатели, что их возмутило. Оказалось, что у градоначальника была фаршированная голова – ее в итоге съели.
- Двоекуров – работящий, энергичный деятель. Ввел в Глупове медоварение и пивоварение, издал указ об обязательном употреблении лаврового листа и горчицы. Пытался открыть академию. Наказывал горожан розгами. Умер своей смертью, чем и прославился.
- Угрюм-Бурчеев – обманщик, глупец, идиот. Помешан на военных действиях. Заставлял горожан носить форму, жить по распорядку и выполнять нелепые приказы. Разрушил старый город и построил новый. Градоначальник пропал во время непонятного природного явления.
- Фердыщенко правил спокойно и ровно 6 лет. Не имел большого ума, но имел отменный аппетит. В последний год правления совершал путешествие по окрестностям Глупова, объелся и умер.