Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Русская литература в отечественном кинематографе

Замечание 1

Экранизация – это телевизионная или кинематографическая адаптация литературного произведения.

Значение классической литературы для кинематографа

Отечественный кинематограф тесно связан с литературой – как правило, сюжеты фильмов заимствованы у писателей и поэтов. Сопоставление литературного произведения и его экранизации помогает воспитать активного зрителя и читателя.

Первые попытки экранизировать произведения классической литературы были предприняты еще в начале 20 столетия. Но успеха это не принесло, так как картины были без звука, и зрителю, не читавшему произведение, было крайне сложно разобраться в содержании фильма. Но прогресс не стоит на месте – техника улучшилась, улучшилась и игра актеров, стало выше мастерство режиссеров и операторов. В 20-е годы начался подлинный расцвет кино. В 1929 году кино «заговорило». Это изобретение было ошеломляющим. В этот же период киноискусство снова обращается к литературе. Были экранизированы такие произведения, как:

Статья: Русская литература в отечественном кинематографе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
  • «Дубровский» А. С. Пушкина (режиссер А. Ивановский);
  • «Гроза» А. Н. Островского (режиссер В.Петров);
  • «Бесприданница» А.Н. Островского (режиссер Я. Протозанов);
  • «Петербургская ночь» Ф.М. Достоевского (режиссеры Г. Рошаль, В. Строева);
  • «Иудушка Головлев» М.Е. Салтыкова-Щедрина (режиссер А. Ивановский);
  • Трилогия М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты (режиссер М. Донской).

В годы войны основной темой киноискусства и литературы стала тема защиты Родины, которая оставалась актуальной и в послевоенный период. Фильм С. Г. Герасимова «Молодая гвардия» по одноименному роману А. Фадеева стал одним из первых фильмов послевоенного периода.

В 1960-е годы кинорежиссеры вновь обратились к теме судьбы человека и человечества. В кино этого периода подчеркивается гуманистическая сущность картин на эту тему («Они сражались за родину», «А зори здесь тихие», «Летят журавли», «Живые и мертвые», «освобождение», «Судьба и т.д.).

Литература и кино, являясь двумя самостоятельными формами эстетического искусства, обладают специфическими средствами выражения. Но в конечном итоге они подчиняются общим объективным законам. Союз кино и литературы прочен и незыблем. Благодаря этому союзу появились многие шедевры мирового искусства, например, экранизация романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Судьба человека», «Тихий Дон» М. Шолохова в киноинтерпретации С. Бондарчука.

«Русская литература в отечественном кинематографе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Однако проблема экранизации произведений художественной литературы по-прежнему остается актуальной.

Противники экранизаций считают, что недопустимо превращение кинематографа в псевдолитературу. По их мнению, не стоит тратить время и средства на создание киноверсий произведений литературы. Однако большие мастера киноискусства всегда относились с большим уважением к литературе и в частности к экранизируемым произведениям. Несомненно, экранизация любого литературного произведения невозможно без определенных потерь. Но несмотря на это, киноэкранизации находят живой отклик у зрительской аудитории. При всех «издержках» и проблемах интерес к фильмам, снятым по произведениям великих писателей, не только не угасает, а наоборот, растет. Хорошая экранизация содействует обогащению впечатлений от произведения.

Экранизации художественных произведений

В октябре 1908 года в театре «Аквариум» состоялась премьера первой отечественной кинокартины. Это была экранизация пьесы В. Гончарова «Понизовая вольница». Гончаров создавал пьесу исключительно для театральной сцены, но по какой-то причине решил, что ему необходимы «киноиллюстрации». За киноиллюстрациями автор обратился к А. Дранкову, который снял короткометражный фильм. Так пьеса «Понизовая вольница» вошла в историю отечественного кинематографа.

Главным направлением кинематографа в дореволюционный период были мелодрамы, которые котировались и за рубежом, но с другим финалом.

Замечание 2

Считалось, что трагический исход русские зрители выдержат, а для западной публики предпочтительнее снять хэппи-энд.

Уже в середине 1910-х годов жанровое своеобразие отечественного кинематографа стало расти:

  • Первый отечественный фильм ужасов – драма «Портрет», снятая по мотивам повести Н. Гоголя;
  • Фантастика – «Аэлита» режиссера Я. Протазанова, снятая по роману А. Н. Толстого;
  • Вестерн – «Неуловимые мстители» Э. Кеосаяна. В основу этой кинокартины легла повесть П. Бляхина «Красные дьяволята».

В 1916 году по повести А. С. Пушкина была снята кинокартина «Пиковая дама», которую называли классической экранизацией художественного произведения. Этот фильм благодаря четкому следованию сюжету и достаточному хронометражу стал идеальной адаптацией для той эпохи. И именно в этом фильме впервые была использована движущаяся камера и ночная съемка.

Киноэпопея «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого по праву считается уникальным по масштабу проектом в мировом кино. Для съемок было использовано новейшее оборудование, создан специальный кавалерийский полк, куда вошли 1500 всадников. Списку локаций для фильма могли позавидовать крупнобюджетные голливудские картины. Костюмы шились из самых дорогих тканей. Кроме того, при съемках были использованы подлинная мебель и аксессуары 19 века, представленные лучшими русскими музеями.

Замечание 3

"Война и мир" С. Бондарчука стала первым советским фильмом, получившим премию «Оскар».

Фильм «Летят журавли», снятый М. Калатозовым по сюжету пьесы В. Розова «Вечно живые», до сих пор является любимой картиной не только русской, но и французской публики. В 1957 году фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. И хоть о триумфе этого фильма на зарубежном кинофестивале советская пресса сообщила крайне сдержанно, это не помешало картине войти в золотой фонд российского и мирового кино.

В 1971 году Л. Гайдай экранизировал роман Ильфа и Петрова «12 стульев». Существуют две классические экранизации этого произведения, но картина Гайдая – самая близкая к оригиналу.

М. Захаров снял версию этого романа на ТВ, разбив произведение на четыре серии.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot