О русском характере
Литературу как вид искусства смело можно назвать «человековедением». С самого своего зарождения она, будучи созданием человеческих рук, исследовала душу и поступки своего создателя. На ранних этапах осмыслению в большей степени подвергались природные или общественные явления, и только к XVIII - XIX веку мировая литература по-настоящему обратилась к глубокому внутреннему миру человека, однако так или иначе это искусство всегда было зеркалом человеческой жизни. В этом зеркале отражались важные для стран исторические события и, конечно же, сами люди и их характеры.
В русской литературе отразился, соответственно, русский национальный характер. Его черты впервые появились ещё в литературе древнерусского периода, в дальнейшем преобразившись и перейдя в литературу XVIII - XXI веков.
Художественное освоение национального характера в русской литературе всегда преследовало цель проникнуть в тайну души русского человека, понять его мотивы и желания, проанализировать основы ментальности русского народа.
Филолог XX века А.Ф. Лосев писал: «Наша философия должна быть философией Родины и Жертвы». Эта фраза довольно ёмко описывает ценности русского народа, передаваемые из поколения в поколение.
Словосочетание «русский характер» умещает в себе психологический портрет, стремления и ценности целого народа. Потому данное понятие является очень обобщённым и порой абстрактным; сложно в нескольких фразах охарактеризовать многонациональную общность, говорящую на разных языках, поддерживающую разные традиции и живущую на единой, но огромной территории.
Ф.И. Тютчев высказал эту мысль в своём коротком стихотворении «Умом Россию не понять»:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».
Однако, когда говорят о «настоящем» русском характере, о той его части, что нашла отражение в литературе, всегда подразумевают приблизительно одинаковые характеристики:
- «Русские долго запрягают, но быстро едут»;
- Патриотизм и стремление защитить всё родное;
- Наличие глубокой веры во что-либо;
- Привязанность к семье;
- Жертвенность и умение рисковать;
- Гостеприимство, душевность и весёлый нрав.
Находят отражение и свойственные русскому человеку негативные черты:
- Покорность;
- Лень;
- Подозрительность к незнакомцам;
- Угрюмость и хмурость.
Многие из этих черт, традиционно в литературе и других видах искусства приписываемых типичному русскому человеку, со временем превратились в стереотипы о русских. Важно понимать, что данные рассуждения не являются стопроцентной истиной.
Огромное влияние на формирование русской ментальности оказало принятие в X веке христианства. Религия быстро стала огромной частью жизни русского государства, войдя в каждый дом. На протяжении столетий она была напрямую связана с властью. Религиозное сознание оставило значительный отпечаток на литературном искусстве.
Человек в русской литературе
Человек, его жизнь и переживания всегда были самым главным объектом внимания писателей всех эпох. Эта тенденция наблюдается и в русской литературе.
Однако стоит заметить, что в литературе Древней Руси человеку как личности большого внимания не уделялось. На ранних этапах развития литературного искусства писатели фокусировались на выражении своих идей, соблюдении историзма и поучении читателей. Однако и в древнерусской литературе русский характер нашёл отражение.
Произведения литературы Древней Руси были пропитаны религиозностью, патриотизмом и дидактизмом. Они стремились изобразить идеальные образы святых на своих страницах, давая русскому народу поучение и примеры для подражания.
Внутреннему миру человека, впрочем, эта литература ещё не уделяла большого внимания. Всё переменилось в XVIII - XIX веках, когда в литературе появилось явление психологизма.
Психологизм в литературе - это тенденция автора уделять внимание внутреннему миру своего героя - его чувствам, мыслям, решениям и пр.
Раскрывая характеры героев всеми возможными способами, авторы рисовали всё более подробные картины по-настоящему русских персонажей - Татьяны Лариной, Наташи Ростовой, Василия Тёркина, Павла Петровича Кирсанова, Марфы Кабановой, Петра Гринёва и многих других.
Русская лень выразилась в образе Ильи Ильича Обломова, заглавного героя романа И.А. Гончарова. Русская покорность нашла отражение в творчестве Н.А. Некрасова, посвящённом описании тяжелой доли крепостных крестьян (в особенности - женщин-крестьянок). Патриотизм, жертвенность и храбрость выразились в образах героев произведений о Великой Отечественной войне… Перечислять можно бесконечно.
Впервые идея русского национального самосознания появилась XVIII веке в творчестве М.В. Ломоносова.
Идеалы и герои своего времени
Ничто так не характеризует характер, как его кумиры. Русская литература, постоянно порицая пороки общества и борясь с негативными сторонами прогресса, пытаясь сохранить душевность, патриотизм и любовь к природе, также рисовала такие идеальные образы:
- В литературе Древней Руси ими были герои житий, причисленные к сану святых князья и служители церкви, чьи деяния были уроком для каждого русского человека;
- В литературе XVIII века «героем своего времени» стал Василий Кориотский, матрос, персонаж анонимного произведения «Гистория о Василии Кориотском»;
- В XIX веке таковым были названы «лишние люди» - Григорий Печорин, Илья Обломов, Александр Чацкий, Евгений Онегин - и «маленькие люди» - Самсон Вырин, Акакий Башмачкин, Евгений из «Медного всадника»;
- В XX веке всенародно любимым героем стал неунывающий солдат Василий Тёркин.
В персонажах отразились ценности русских людей и кризисы, переживаемые русским народом.
В главных произведениях русской литературы всегда находила место огромная любовь авторов к своей стране и к своему народу. Эта любовь и переживание за страну часто порождали произведениях, в которых писатели критиковали российские реалии, стараясь указать обществу на его пороки, чтобы ты можно было бы исправить.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
С.А. Есенин