Лирика - это род литературы, в котором воспроизводится субъективное чувство или настроение автора.
Тема природы в творчестве Сергея Есенина
Сергей Есенин является одним из самых популярных, самых читаемых русских поэтов. Его творчество отличается необыкновенной силой непосредственности, искренности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Стихи Есенина – это чистосердечный разговор с слушателем, читателем. Вместе с этим Есенин еще и глубокий мыслитель. Мир чувств, мыслей и страстей лирического героя его стихотворений сложен и противоречив. Патриот своей родины, поэт был кровно связан со своим народом, с его поэтическим творчеством, с родной землей.
Природа – это главная, всеобъемлющая стихия творчества Сергея Есенина.
Лирический герой его произведений связан с ней врожденно и пожизненно:
"Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали".
Поэзия Есенина – важный этап в формировании национального пейзажа, в котором наряду с традиционными мотивами запустелости, грусти, нищеты, включены необычайно яркие и контрастные краски.
Есенин чаще, чем другие поэты, использует понятия «родина», «край», «Русь»:
- «Гой ты, Русь, моя родная…»
- «Русь»
- «Край любимый! Сердцу снятся…»
- «О верю, верю, счастье есть…»
- «Запели тесаные дороги»
- «О край дождей и непогоды…» и т.д.
По - другому поэт изображает атмосферные и небесные явления – более изобразительно, картинно, в описаниях используя антропоморфные и зооморфные сравнения. Например, ветер – «рыжий ласковый олененок», месяц – «теленок», «жеребенок» и т.д.
Из небесных светил у Есенина на первом месте образ месяца – луны, он встречается почти в каждом третьем произведении (в 41 произведении из 127). При этом в стихах раннего периода преобладает «месяц», а в произведениях после 1920 года – «луна». В месяце поэт подчеркивает в первую очередь фигуру, внешнюю форму, силуэт. А луна – это главным образом свет и настроение, вызванное им – «луна хохотала, как клон», «тонкий лимонный лунные свет», «неуютная жидкая лунность» и т.д. Месяц в творчестве Есенина ближе скорее к фольклору, он как сказочный персонаж, а луна вносит романсовые, элегические мотивы.
Есенина можно назвать создателем «древесного романа», лирическим героем которого является клен, а героинями – ивы и березы.
Очеловеченные образы деревьев получают «портретные» подробности» (например, у клена – «нога», у березы – «бедра», «стан», «подол» и т.д. Во многом благодаря Сергею Есенину белая береза стала восприниматься как национальный поэтический символ России. Другими излюбленными растениями поэта являются черемуха, липа, рябина.
Образы животных тоже раскрыты более проникновенно и сочувственно. Они становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний. С животными у лирического героя стихотворений Есенина кровно-родственная близость, как с «братьями меньшими».
У Есенина пейзажные мотивы имеют тесную связь не только с круговоротом времени в природе, и но и с возрастным течением человеческой жизни – грустью о прошедшей юности, чувством увядания и старения. Излюбленным мотивом Есенина является разлука с родным домом и возвращение на «малую родину». В его творчестве образы природы окрашены чувством ностальгии и преломлены в призме воспоминаний.
Есенин с особенной остротой ставит проблему сложных взаимоотношений природы с побеждающей ее цивилизацией:
«…сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе».
В творчестве Есенина значительное место занимают космические и фантастические пейзажи, которые выдержаны в стиле библейских пророчеств, но имеют богоборческий и человекобожеский смысл:
"Ныне на пики звездные
Вздыбливаю тебя земля!";
"Возгремлю я тогда колесами
Солнца и луны, как гром...".
По выражению М. Горького, поэзия природы Есенина выражает «любовь ко всему живому в мире и милосердие». Она замечательно еще и тем, что впервые поэт последовательно проводит принцип уподобления природы самой природе и раскрывает изнутри все богатств ее образных возможностей.
" Древесные мотивы" лирики С. Есенина
Многие произведения Есенина в ранний период творчества проникнуты ощущением тесной связи с природой. Он постоянно обращается к ней, когда делится самыми сокровенными мыслями о себе, о своем настоящем, прошлом и будущем.
Поэтическую индивидуальность поэта образовало народное мировосприятие, которое он впитал в себя с детских лет. в своем трактате «Ключи Марии» Есенин писал: «Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь». Уподобление человека дереву для Есенина больше, чем философия. Он не просто верил в существование завязи человека с природой, а мая ощущал себя частью природы.
Мотив «древесного романа» Есенина восходит к традиционному мотиву уподобления природе.
Самыми сюжетно протяженными и самыми значимыми в творчестве Есенина являются клен и береза. В русской народной и в классической поэзии береза – национальный символ России и одно из самых почитаемых деревьев у славян. В древних обрядах береза часто была символом весны, и именно в этом значении Есенин упоминает ее в стихотворениях «Зашумели над затоном тростники…» и «Троицыно утро…».
Полного развития очеловечивание березы достигает в стихотворении «Зеленая прическа», где береза становится похожей на женщину:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Клен в лирике Есенина выступает в роли лирического героя «древесного романа». Здесь клен – это разудалый парень, с копной непричесанных волос (у клена круглая крона, напоминающая копну волос).
Оттого что тот старый клен
Головой на меня похож.
У Есенина клен предстает в виде человека со всеми присущими ему периодами жизни и душевными состояниями.
Тополь «беззаботно-кудрявой головой» напоминает клен, однако вместе с этим он аристократически «строен и прям». Эта устремленность ввысь, стройность является главной чертой тополя не только в поэзии Есенина, но и в других поэтов. Тополь в лирике Есенина иногда ассоциируется с босоногими странниками. Также тополь в стихотворениях поэта, как и береза, является символом Родины.
Образ ивы и Есенина ассоциируется с одиночеством, грустью, разлукой, а осина подчеркивает одиночество, горечь, так как в народной поэзии осина – символ печали.
Хвойные деревья в лирике Есенина передают другое настроение, они выражают погруженность в себя, таинственное молчание, оцепененность. Зелень хвойных деревьев вызывает ассоциации с глубоким сном, вечным покоем, над котором не властен ни круговорот природы, ни время.