К XVIII столетию в русской литературе сложилась стройная жанровая система, были созданы многочисленные художественных образцы поэтических дискурсов различных жанров; все виды искусства, сама русская культура переживала «золотой век» своего развития.
Во многом, расцвет искусств был обусловлен историческими событиями данного периода: интереса к лучшим образцам европейской культуры при одновременном осознании уникальности, самобытности, неповторимости русской национальной культуры.
Тематика поэтических произведений XVIII века
Тематика поэтических произведений данного периода существенно варьируется. Часть поэтов и писателей провозглашает наступление «золотого века» для России: в поэзии начала исследуемого периода отмечается множественное описание сцен торжества Российской империи, которой удалось вырваться из темного прошлого (например, изображение в мрачных красках периода царствования Анны Иоанновны в елизаветинских одах, царствования Петра III в одах Екатерины II) в бесконечно прекрасное настоящее.
Одновременно с произведениями, пронизанными ощущениями торжественности происходящего, настоящего, сущего постепенно в русской поэзии появляются поэтические тексты, в которых настойчиво ощущаются нотки разочарования, эпоха классицизма в литературе сменяется предромантизмом с его ощущением глубокого общественного разлада. В произведениях предромантиков мир – это уже не вечное торжество, но чуждое, хаотическое пространство, тюрьма, в которую человек оказывается заключен помимо воли. Воспевание героизма отдельных исторических личностей и русского народа в целом постепенно сменяется осознанием собственной беспомощности перед роковой судьбой.
Наиболее ярко мотивы безысходности, разочарования, своеобразного томления прослеживаются в поэтических произведениях сентименталистов.
Поэты-сентиментализмы XVIII века
Одним из выдающихся поэтов-сентименталистов исследуемого периода выступает М. М. Херасков, произведения которого пронизаны ощущениями безысходности, бессилия человек перед лицом роковой судьбы, неизбежности смерти и бренности земной жизни, которая воспринимается автором как «суетная», лишенная смысла. Поэт неоднократно подчеркивает, что рождение, по сути, первый шаг к смерти, и с каждым прожитым днем человек приближается к неизбежному, неотвратимому концу. Его восприятие жизни и смерти отражает влияние предромантизма.
Соответственно, в качестве основных характеристик творчества М. М. Хераскова можно выделить следующие:
- глубокая идейно-философская составляющая, репрезентация поисков смысла жизни и смерти, сущности человеческого бытия;
- эсхатологическое восприятие жизни как неотвратимого пути к смерти.
Постепенно, с развитием национальной русской поэзии возвышенная тональность классицизма и предромантизма теряет свою актуальность. В произведениях М. Н. Муравьева проблематика жизни и смерти, поиски смысла бытия имеют более интимный, личный характер, само повествование обращено к близким друзьям, а затронутые проблемы переводятся в личностный, зависящий от субъективного мира поэта, план оценки. Произведениям этого поэта уже не свойственно воспевание настоящего, обращение к героическому прошлому, характерное для торжественных од начала XVIII столетия, однако, и трагическое мироощущение, восприятие жизни как неуклонного движения к смерти, свойственное поэзии М. М. Хераскова, отсутствует.
Поэт акцентирует внимание на субъективности восприятия исторических событий самой личностью, в центре его внимания – уже не герой торжественных од начала XVIII века, и не страдающая личность Хераскова, но обыкновенный, живой человек, который одновременно может быть и героем, и страдальцем, совершать подвиги и быть неспособным справиться со своими собственными проблемами. Иначе говоря, в центре внимания поэта – обыкновенная жизнь, в которой есть место и горю, и радости. Поэт призывает находить радостное, светлое даже в самых сложных, трагических событиях собственной жизни, сохранять свой внутренний мир в наиболее трудные моменты жизни.
Соответственно, в качестве основных характеристик творчества М. Н. Муравьева можно выделить следующие:
- глубокая идейно-философская составляющая, репрезентация поисков смысла жизни и смерти, сущности человеческого бытия;
- жизнь человека индивидуальна, субъективна, она – череда радости и горя, утешение можно найти лишь во внутреннем мире, субъективных переживаниях.
Иной тональностью пронизаны произведения Г. Р. Державина. Поэтические тексты автора характеризуются ярков выраженной дидактической составляющей, представляют собой, по сути, своеобразную проповедь добродетели. Автор подчеркивает, что над добродетельной личностью не властно время и судьба. Утешение перед неизбежной смертью добродетельной личности Державин предлагает искать не во внутреннем мире, не во внутренних переживаниях, как Муравьев, но в служении обществу и государству. В данном аспекте произведения поэта отражают традиции классицистического миропонимания, мировосприятия.
Соответственно, в качестве основных характеристик творчества Г. Р. Державина можно выделить следующие:
- глубокая идейно-философская составляющая, репрезентация поисков смысла жизни и смерти, сущности человеческого бытия;
- жизнь имеет смысл лишь только, если она починена служению Отечеству, достижению всеобщего блага.
Таким образом, как показывает проведенный анализ, несмотря на то, что большинство выдающихся поэтов второй половины XVIII столетия затрагивают наиболее значимые, актуальные, «вечные» вопросы жизни и смерти, поисков смысла человеческой жизни, понимание этого смысла существенно отличается.
Важно добавить, что выявленные направления развития отечественной поэзии во многом определили дальнейший ход развития русской поэзии и литературы, оказали существенное влияние на формирование русской культуры в целом.