Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Русская поэзия 17 века

Определение 1

Вирши – это название всех стихов в русском языке 17-18 веков.

Становление литературно-поэтической системы

В 17 веке на Руси происходит становление книжной поэзии. Именно в этот период появляются культурные центры (монастырские общины, Московский Печатный двор). Для представителей культурных центров сочинение стихов становится родом полезного досуга, показателем принадлежности к интеллектуальной элите, формой общения внутри своего круга. Также распространение стихотворства связывают с уходом из городов фольклора и западными влияниями. Ранняя книжная поэзия противопоставляла себя фольклору, несмотря на генетическую связь с ним.

Понимание поэтами того, что перед ними – новая литературная форма, которая нуждается в самообосновании и защите, дает возможность рассуждать о поэзии 17 века как о культурном явлении, распространенном не точечно, а повсеместно.

Замечание 1

Виршевое стихотворство начала 17 века – это первая литературно-поэтическая система Древней Руси.

Фундамент русской придворной поэзии заложен Симеоном Полоцким и его литературными последователями. Помимо школы Симеона Полоцкого, существовала еще школа приказных стихотворцев. Приказная школа является наиболее ранним поэтическим объединением.

Системы лирических жанров как таковой в 17 веке еще не было. Это обусловлено следующими факторами:

  • Неоднозначным подходом представителей разных поэтических школ;
  • Большим количеством ситуаций стихотворного общения;
  • Отсутствием общих нормативных поэтик.

Понятие жанровой формы применяется в связи с тем, что система поэтических жанров не была устойчивой, так как те или иные черты жанра проникают в функционально и содержательно различные тексты.

Большая часть стихотворных произведений крупной формы содержит панегирическую составляющую. В связи с этим принято считать, что вирши второй половины 17 столетия, посвященные прославлению царских особ, стали фундаментом для жанра оды.

«Русская поэзия 17 века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Не одно десятилетие существует практика выделения стихотворных жанров на материале виршей этого периода. Так, при наличии определенных признаков можно говорить о таких жанрах:

Применительно к «светской» литературе принято говорить о жанре в связи со сферой бытового обслуживания текста и с самоназванием, указанием на жанр в самом заглавии. Таким образом, формирование жанров в древнерусской литературе было подчинено, главным образом, деловым, практическим потребностям.

При формировании поэтически жанров значительную роль играют внелитературные факторы.

Вирши

Вирши – это название всех стихов в противоположность прозе. Слово «вирши» было заимствовано из польского языка в конце 16 века. Русские виршеписцы начала 17 века слагали произведения неравносложными строчками и произвольным, напоминающим прозу, ритмом, но парной рифмой.

Прежде всего виршеписание касалось исторических событий, но довольно часто обращалось и к политической, религиозной, культурной тематике. Рассказать о себе самом и своем времени не было главной задачей виршеписцев. Поэтому они называли свои сочинения «виршами», то есть рифмованными стишками. Русские вирши часто были письмами или посланиями к конкретным лицам, которые наряду с восхвалениями содержали и житейские просьбы. Также писались обличительные, покаянные, пародийные, сатирические вирши, стихотворные молитвы, стихотворные послания-поучения.

Наиболее ярким образцом жанра вирши является «Молитва против разлучения супружества», написанная С.И. Шаховским в 17 веке. Автору существовавший в то время закон угрожал расторжением брака, четвертого по счету – согласно закону, жениться в очередной раз, трижды овдовев, запрещалось.

Виршеписцы в своих творениях что использовали разнообразные ритмы, необычные рифмы.

Симеон Полоцкий и поэты его круга

Крупнейший вклад в развитие русской литературы внес Симеон Полоцкий, который основал собственную поэтическую школу. Школа Симеона Полоцкого оказала значительное влияние на авторов 18 века. Исследователи отмечают тот факт, что во второй половине 17 века вокруг Симеона Полоцкого сформировалась писательская «корпорация», признаками которой являются:

  • Библиофильство,
  • Педагогическая деятельность авторов,
  • Монашество.

Ближайший ученик С. Полоцкого – Сильвестр Медведев. В «корпорацию» также включают: Мардария Хоныкова, Кариона Истомина, Стефана Яворского, Димитрия Ростовского. Во взаимоотношениях с этими стихотворцами иногда рассматривается творчество Петра Артемьева, дьякона Афанасия, Лукьяна Голосова.

Замечание 2

Творчество поэтов школы С. Полоцкого, как правило, рассматривается в контексте культуры барокко.

В 1677 году Симеон Полоцкий убедил царя открыть при дворце так называемую верхнюю типографию, которая была бы свободной от цензуры патриарха. В типографии в 1679 году был напечатан «Букварь языка словенска», по которому учили царевичей. После смерти Симеона Полоцкого издание дополнил Карион Истомин, ученик поэта.

В 1679 году Полоцкий все свои придворные стихотворения объединил в книгу «Рифмологион». Через год поэт закончил поэтический сборник «Ветроград многоцветный». В сборник входило несколько тысяч стихотворений. Названия произведений были расположены в алфавитном порядке, произведения распределялись по темам, то есть сборник был составлен как энциклопедия. В книге содержались переводы богословских трудов и произведений античной поэзии, а также стихи самого Полоцкого. Героями произведений становились епископы и цари, купцы и судьи, праведники и грешники. Стихотворная энциклопедия, по задумке Симеона Полоцкого, была призвана помогать человеку ориентироваться в жизни, поэтому поэт в своих стихотворениях описывал пороки и добродетели.

Стихотворения Полоцкого были силлабическими – в них ритм проявлялся за счет одинакового числа слогов в строках.

Симеон Полоцкий стал первым русским поэтом, использовавшим этот принцип. Силлабические стихи позже стали писать Василий Тредиаковский и Антиох Кантемир.

В 1860 году Полоцкий написал «Псалтырь рифмованную» - поэт переложил на стихи книгу Ветхого Завета. До этого стихотворный оригинал переводили прозой. Чтобы строки перевода звучали как силлабический стих, Полоцкий заменял некоторые слова, что вызвало возмущение духовенства.

Дата последнего обновления статьи: 16.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot