Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Романтический герой xix века и герой современной культуры

Замечание 1

Романтический герой – это литературный архетип, персонаж, отвергающий условности и установленные нормы, находящийся в состоянии конфликта с обществом.

Характеристика романтического героя

Просветительский романтизм сменился эмоционально-чувственной стихией. Предметом художественного внимания оказываются страсти, переживания, душевные смятения романтического героя. Как правило, романтический герой – неординарная, загадочная личность, пребывающая во власти неясных порывов.

Замечание 2

Романтический герой – это исключительный персонаж, находящийся в исключительных обстоятельствах.

Мир в романтизме воспринимается через «призму сердца». Романтический герой прежде всего стремится к самореализации, самоутверждению. Этим обусловлено внимание к духовному миру отдельного персонажа.

Обычно у романтического героя нет определенного социального статуса. Это свободный путешественник, странник, разбойник, изгой, художник, творческая личность, композитор. Романтический герой озабочен обретением идеала, а не практической деятельностью. Главная дилемма романтиков – «Я» и «Вселенная», а не «общество» и «человек», как у просветителей. Этим обусловлены самоуглубленность, субъективизм, самораскрытие романтического героя, часто эгоцентричного (например, у Шлегеля, Байрона, де Сталь, Клейста и т.д.). Однако мыслями и поступками романтического героя движут не только обида, ревность и месть. Их отличают внутренняя неудовлетворенность, разочарование, тоска, печаль. Нередко романтического героя вдохновляют высокие общественные идеалы (например, Каин у Байрона, Гипериол у Гельдерлина и т.д.).

«Романтический герой xix века и герой современной культуры » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Неординарные романтические герои не были только плодом фантазии писателей и поэтов. Романтики находили героев в истории, мифологии и реальной жизни. Например, восхищение романтиков вызывал Наполеон, государственный деятель и полководец. Неоднозначной фигура Наполеона представлена в творчестве Гюго, Байрона, Стендаля, Пушкина, Лермонтова, Скотта, Мицкевича.

Романтический герой в русской литературе

Романтический характер в разных романтических жанрах претерпевает существенные изменения. В соответствии с развитием русского романтизма следует выделить три этапа становления романтического героя:

  • Первый этап – герой поэмы;
  • Второй этап – герой повести в стихах;
  • Третий этап – герой романтической прозы.

Как известно, романтический байронический герой противостоит всему миру. это человек, разочаровавшийся в дружбе, любви, Боге. Об этом читатель узнает из предыстории. Герою нелегко дается процесс отчуждения.

В русской литературе выделяют пушкинский и лермонтовский этапы развития романтической поэмы. Пушкин свободно поступает с байроническим образцом, а Лермонтов возвращает поэме идею богоборчества.

Герои романтической прозы читают Гюго, Гете, Шиллера, Гофмана, Шеллинга, Байрона. Такой круг чтения подталкивает героев русской романтической прозы к аналитической оценке чужого и своего поведения. Романтическая литература примеряется на окружающих и на себя. В романтической прозе романтический характер оказывается более сложным, чем в предшествующих жанрах. Романтический характер – явление неоднородное. Так, ест байронизм героев и байронизм толпы. Романтизм может объясняться юношеским максимализмом. В романтической прозе конфликте с обществом становится психологическим, внутренним, поэтому предыстория перестает быть значимой, а романтический портрет теряет актуальность.

Романтический герой в современной литературе

В современной русской прозе неоромантические установки проявляются в произведениях Ю. Трифонова, И. Митрофанова, А. Битова, Ю. Буйды, С. Довлатова, Д. Липскерова и т.д. К изображению «исключительного героя в исключительных обстоятельствах» причисляют и творчество В. Пелевина и Т. Толстой. Проза этих авторов является показательной с точки зрения реализации двух главных мировоззренческо-эстетических принципов романтизма: идеи абсолютной свободы и культуры «уединенного сознания».

В первой парадигме конфликт сводится к оппозиции «Я – не –Я». Предметом изображения здесь оказывается рефлексирующая личность, которая ищет причины своего «бунта» против общества и против действительности. При этом романтический герой стремится реализовать собственное бытие, выходящее за рамки социально-исторических «матриц». Именно такими являются персонажи В. Пелевина.

Субъект «уединенного сознания» самообращен, интериоризован, в отличие от романтического героя первого типа, противостоящего внешнему миру. Самообращенное, автономное сознание является предметом изображения в произведениях Т. Толстой.

В произведениях Т. Толстой оппозиция «внешнего» и «внутреннего» является сквозной. Внешне личностно-незрелый, инфантильный герой в ее прозе изображается как носитель качеств, утраченных в этом расчеловеченном мире, лишенном духовных основ. У Т. Толстой инфантильность персонажей является символом их неприспособленности к пошлой, жесткой реальности. Такими персонажами являются дядя Паша, интеллигент Симеонов, Петерс.

Внутреннее пространство персонажей у Т. Толстой актуализируется посредством мотива памяти. Прошлое и будущее для героев ее прозы значат больше, чем настоящее.

Сюжетообразующий мотив романа «Кысь» становится сквозным в прозе Пелевина. «Код» романтической личности выявляет бунт против враждебной, ложной окружающей реальности. Основная задача героя – преодоление обстоятельств, сковывающих личность.

Петр Пустота – это образ сумасшедшего поэта-романтика, современника, укорененного в Серебряном веке. Он творит свою судьбу, стремясь к абсолютной свободе, символом которой является многозначный образ пустоты.

Главный герой романа «Generation "П"» Вавилен Татарский – несостоявшийся поэт, успешный рекламный «криэйтор». Это романтический герой, раздираемый противоречиями.

Т. Толстая и В. Пелевин продолжают романтическую линию русской литературы. Они изображают психическую реальность персонажа как альтернативу объективной реальности.

Дата последнего обновления статьи: 01.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot