В творческой биографии каждого большого писателя есть произведение, которое не только дорого ему самому, но и является выразителем его мировоззрения, литературных, этических, философских взглядов автора. В творчестве А. С. Пушкина таким произведением стал роман в стихах «Евгений Онегин».
Юный поэт, тогда опальный, начал писать свое главное детище в Южной ссылке (Кишинев, Одесса) в 1823 году, а закончил в 1831. Обстоятельства жизни Пушкина менялись, менялся он сам, и вместе с поэтом «взрослел» и его роман. Главный герой, Евгений Онегин, тоже становится мудрее от главы к главе.
Сюжет романа
Сюжет романа можно пересказать в нескольких предложениях: молодой человек, пресытившийся столичной жизнью, приезжает в деревню за дядиным наследством. В соседнем имении живет девушка, которая влюбляется в него и вопреки нормам этикета того времени пишет ему письмо с объяснением в любви, но герой отвергает ее. Убив из-за глупой ссоры на дуэли своего друга, он уезжает и встречается с героиней уже в Петербурге. Теперь он признается ей в любви, но она отвергает его, так как замужем и верна мужу.
Интересно, что в романе не два главных героя – он и она, а три, и один из них сам Пушкин. Правда, поэт играет с читателем и выдает себя за одного из знакомых Евгения. И что самое интересное, о рассказчике, вернее о его внутренней жизни, мы узнаем гораздо больше, нежели о главном герое. Рассказчик поведал нам, что он познакомился с Онегиным в Петербурге, они много беседовали, и разговоры эти были интересны обоим. Из лирических отступлений мы узнаем, что автор, в отличие от Евгения, любит театр, восхищается красотой природы и жизнью в деревне, размышляет о возможном перевоплощении поэта-романтика в деревенского обывателя. Пушкин с ностальгической тоской вспоминает о своих юных годах – об учебе в Лицее, влюбленности и начале творчества. Лирическим отступлением – прощанием автора и заканчивается роман.
Евгений в начале романа показан как избалованный молодой человек, воспитанный пустым и лицемерным светом. Он умен и неплохо образован, но, сын промотавшегося отца, который в романе остался безымянным, он утрачивает личную (человек без отчества и титула) и национальную (писал и изъяснялся по-французски, как dendy лондонский одет) идентичность.
Самым обаятельным персонажем является, конечно же, Татьяна Ларина. Сначала романтическая, мечтательная провинциалка, любящая читать французские романы и принявшая Онегина за героя одного из них, она со временем взрослеет. Она покоряется матери, которая нашла ей хорошую партию, и выходит замуж. Ее муж генерал, участник Отечественной войны 1812 года, почтенный человек, благодаря замужеству Татьяна становится частью высшего света Петербурга. Но героиня остается собой: она скучает по родному имению, вспоминает няню, любимые книги и тишину сада, где она могла быть одна. Природный ум и чуткость, умение быть сдержанной помогли ей завоевать уважение и поклонение окружающих. Однако Татьяна – натура цельная, искренняя, она не может лгать, притворяться. И когда понимает, что по-прежнему любимый ею Евгений страдает от любви к ней, она отказывает ему. Она уважает своего мужа, дорожит его положением, не собирается давать тему для сплетен. Она знает, что прямых путей у этой любви нет, а обходных она не приемлет. Поэтому Татьяна отказывает страдающему Онегину. И этот ее поступок… восхитил автора.
На примере образа Татьяны Пушкин представляет своему читателю два образа существования человека в мире:
- мир русской деревни, который ассоциируется в сознании человека с миром, покоем, тишиной, сельской свободой и пустыней. Важно добавить, что в процессе описания деревенского быта прослеживаются две кардинально противоположные тенденции: ностальгическая, сентиментально-романтическая риторика (прелестный уголок, для творческих снов, для наслаждений, для вдохновенной праздности, приют задумчивых дриад), и негативные мотивы (деревенская глушь и «скука», однообразие картин природы и т. д.);
- мир города – Петербург, надменная столица, берега Невы.
Причем именно надменная столица становится сосредоточием лицемерия, всего искусственного, неестественного в чувствах и поведении личности, причиной появления «лишних» людей в среде образованной молодёжи.
Противопоставление различных пространств романа сопровождается противопоставлением действующих лиц, прежде всего, Онегина и Ленского.
Проблематика романа в стихах
Роман уникален по глубине и ширине охвата русской национальной действительности, что позволяет считать его «энциклопедией русской жизни» (В. Белинский). В нем затронуты практически все вопросы и реалии жизни:
- религиозные категории;
- бытовые проблемы;
- вопросы любви и замужества, супружеского долга и верности;
- вопросы жизни и смерти.
Восхищение вызывает созданная Пушкиным «онегинская строфа»: 14 строк, четырехстопный ямб, перекрестная, кольцевая и парная рифмовки. И все это точно повторяется в каждой строфе романа. Создается впечатление, что роман, весь целиком, просчитан по слогам.
Роман имеет глубокую воспитательную подоплеку, но при этом Пушкин оставляет простор для трактовок поступков героев:
- права ли Татьяна, первая признавшаяся Евгению в любви?
- права ли она, отвергнув героя?
- Онегин – не глупо ли он поступил, прочитав девушке отповедь после получения ее письма?
- что пережил герой после убийства своего друга?
- почему он сразу не отказался от дуэли?
- почему Татьяна «русская душою», ведь воспитывалась она на французских романах в дворянской среде, в которой мало оставалось русского?
- над чьим письмом плакала Татьяна в последней главе?
Таким образом, роман в стихах А. С. Пушкина представляет собой уникальное явление в отечественной и мировой литературе. В рамках сюжета автору удаётся затронуть многочисленные наиболее актуальные вопросы российской национальной действительности, универсальные «вечные» вопросы любви и супружества, жизни и смерти, долга и бесчестия и пр.